Как сообщили репортеру ComNews участники рынка, Минпромторг с 1 сентября 2015 г. обнулит ввозные пошлины практически на все основные группы электронных компонентов - микросхемы, дискретные полупроводники, резисторы, конденсаторы, соединители. Как сообщил начальник отдела рекламы и PR ООО "Т8" (российский разработчик и производитель DWDM- и CWDM-систем) Кирилл Шишков, компания принимала участие в обсуждении проекта документа. К отмене пошлин на компоненты там относятся положительно: без них современное телекоммуникационное оборудование производить невозможно, а отечественное производство радиоэлектронных компонентов находится далеко не в лучшем состоянии. "Компонентов для построения высокотехнологичного оборудования, по сути, в России нет. Мы вынуждены закупать импортные комплектующие. При этом готовое оборудование ввозится без пошлин. Получается, что мы сразу же начинаем проигрывать в цене зарубежным вендорам. Отмена пошлин - это всего лишь маленький шаг к формированию честной конкуренции", - заявил Кирилл Шишков.
Генеральный директор Информационно-аналитического центра современной электроники Иван Покровский пояснил ComNews, что от отмены пошлин выиграют все добросовестные импортеры компонентов, а проиграют, потеряв преимущества, "серые" поставщики. По его словам, цены у добросовестных импортеров снизятся на несколько процентов, а у "серых" поставщиков не изменятся. Но для рынка важнее не снижение цен на 2-3%, а упрощение процедуры импорта. "Ноль процентов на все компоненты - нет вопросов, касающихся правильной идентификации компонентов и связанных с этим задержек грузов. Это особенно чувствительно не при массовом производстве бытовой техники, а при мелкосерийном производстве сложного оборудования. Когда требуется широкая номенклатура компонентов малыми партиями, удельный вклад транзакционных издержек возрастает многократно", - заявил эксперт.
Как сообщила ComNews председатель Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) Светлана Аппалонова, ей с документом ознакомиться до сих пор не удалось. Она считает, что очень важно то, как именно в нем прописаны обнуления по группам компонентов. "Если по широким группам - это одно. Если точечно, то каждую позицию импортерам придется долго обосновывать, что именно она проходит по нулевой ставке. Дистрибьюторы компонентов говорят, что зачастую дешевле получается заплатить максимальную пошлину по группе, чем доказать, что конкретная позиция должна проходить по сниженной или нулевой ставке. В этом случае необходимо собирать большой объем документов, подтверждающих право не платить пошлину. И велика вероятность задержки на таможне, что обходится производству дороже", - пояснила Светлана Аппалонова.
Сейчас значимая часть закупаемой за рубежом промышленной и бытовой техники и радиоэлектроники при ввозе на территорию РФ таможенными пошлинами не облагается. При этом практически все импортируемые электронные компоненты облагаются пошлинами в размере от 5% до 17,5%, что, как утверждает директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков, делает невыгодным производство на территории России высокотехнологичной промышленной и бытовой техники и электроники.
В то же время, по словам Андрея Безрукова, предприятия в составе "Технополиса GS" уже имеют преференции в соответствии с ФЗ №16 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", в том числе нулевые пошлины на компоненты при условии обоснования степени "достаточности" переработки. Для производителей региона существующие преференции позволяют компенсировать высокую стоимость доставки готовой продукции на территорию РФ. Обнуление ввозных пошлин на электронную компонентную базу сделает производителей области менее конкурентоспособными по сравнению с аналогичными отечественными производствами. "Калининградская область рискует потерять статус инвестиционно привлекательного региона для размещения производств радиоэлектронной промышленности", - опасается Андрей Безруков.
Кирилл Шишков полагает, что на бизнесе компаний, которые производят готовую продукцию, отмена пошлин отразится позитивно, а на отечественных производителях компонентов - отрицательно: им будет сложно конкурировать с подешевевшим импортом. Но в итоге, как утверждает он, и они могут оказаться в выигрыше. "Российский рынок электронных компонентов потерян давно. И первая причина - это не конкуренция с импортом, а банальное отсутствие спроса. У нас нет главных потребителей - производителей массовой продукции, бытовой техники. Не нужно стимулировать производителей компонентов, стимулировать нужно спрос на эти компоненты. Отечественные производители справятся с зарубежной конкуренцией, было бы кому предлагать продукцию", - заявил Кирилл Шишков.
Как уверяет Иван Покровский, российским производителям компонентов планируемое изменение пошлин никакой угрозы не несет. По его словам, компоненты российского производства дороже импортных аналогов в несколько раз и применяются на закрытых для импорта рынках (в основном это рынок военной аппаратуры). "Девальвация рубля дала ценовое преимущество в десятки процентов, но и его мало. Несколько процентов пошлин не играют роли на фоне таких разрывов в ценах и уровне технологий. Российские микроэлектронные фабрики выпускают продукцию, которая соответствует передовому мировому уровню 20-летней давности. Пошлины на импортные компоненты никак не помогут сократить этот разрыв", - пояснил генеральный директор Информационно-аналитического центра современной электроники. По выражению Ивана Покровского, заставить сейчас российского производителя коммерческого оборудования применять отечественные компоненты - это все равно что надеть тонущему на ноги тяжелые кандалы, чтобы он точно не выплыл.
Как считает Андрей Безруков, в изделиях потребительской электроники стоимость электронных компонентов составляет более 30%, и отмена пошлин на эти компоненты благоприятно отразится на развитии отрасли в целом. "С точки зрения ценообразования, затраты производителей сократятся, это позволит снизить цены на готовую продукцию, что благоприятно отразится на потребителях", - пояснил он.
По словам Светланы Аппалоновой, лоббированием обнуления пошлин уже не первый год занимаются такие компании, как LG, Samsung, а также организаторы контрактного производства Jabil и Foxconn через ассоциацию РАТЕК (Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники). Она уверена, что нововведение не отразится на ценах на конечную продукцию в России. Отмена пошлин снизит стоимость компонентов на 3-5%, но это будет иметь существенное значение только при массовом производстве бытовой аппаратуры. Для российских производителей бытовой техники главная проблема - не пошлина, а скорость оборота денег. "Таможня всегда была непредсказуема в отношении новшеств и процедур. Если хотя бы одна позиция застревает на таможне - встает все производство. То есть нетарифные барьеры гораздо серьезнее", - считает Светлана Аппалонова.
Как уточняет Светлана Аппалонова, в инфраструктурном телекоммуникационном оборудовании суммарная доля компонентов составляет от 5% до 10%. В случае пошлин, речь идет, соответственно, о 3-7% от этих 5-10%. "Основную долю в структуре цены занимает ПО и связанные с ним позиции. Для производителей инфраструктурного оборудования большее влияние на цену оказывают НДС, высокие проценты по кредиту, социальные отчисления с фонда заработной платы и т.д.", - утверждает она. Для производителей инфраструктурного оборудования гораздо важнее меры по формированию рынка отечественной продукции, а в том, что касается таможни, по словам Аппалоновой, больший эффект могли бы дать заградительные пошлины.
По мнению Андрея Безрукова, для развития российской электроники нужно не только обнулить пошлины на электронные компоненты, но и установить таможенные пошлины на ввоз конечной продукции бытовой техники и электроники при условии наличия аналогов, производимых на территории России. В качестве успешного примера Андрей Безруков привел Бразилию, где ввоз готовой продукции радиоэлектронной промышленности облагается ввозной пошлиной в 40% при нулевой ставке ввозной пошлины на электронные компоненты. В результате на бразильском рынке эффективно развивается национальное радиоэлектронное производство, а глобальные компании вынуждены размещать на территории страны производства с высоким уровнем локализации. Аналогичные модели господдержки применялись также в Польше, Китае и других странах.
Иван Покровский утверждает, что, устраняя одну проблему, власти создают другую, которая перекрывает выгоды от обнуления пошлин. Он сообщил, что в этом году все поставщики и потребители компонентов столкнулись с необходимостью сертифицировать продукцию на соответствие требованиям техрегламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования". "Импортерам предлагается доказать безопасность компонентов для конечного потребителя. Однако эта продукция имеет производственное назначение, она не может применяться самостоятельно, вне оборудования. Абсурдные требования открывают новые возможности для изъятия средств в пользу стяжателей", - пояснил он. По словам Ивана Покровского, в итоге российские производители электронного оборудования оплачивают услуги множества быстро расплодившихся сертификационных и испытательных центров. Кроме финансовых издержек сертификация компонентов и декларирование соответствия приводят к значительным задержкам в производственных поставках.
Виталий Акимов