По данным Ericsson, за прошлый год проникновение мобильных мессенджеров в России составило 78%. По оценкам J’son & Partners Consulting, одним из самых популярных ОТТ-сервисов является Skype (это приложение использует более 70% респондентов). Далее по популярности следуют проекты Mail.Ru Group ("Mail.ru Агент", "Одноклассники", ICQ и "ВКонтакте"), WhatsApp, QIP, Facebook и Viber.
"Мессенджеры будут практиковать разнообразные способы своей монетизации, прежде чем остановятся на нескольких ключевых оптимальных моделях. Одна из значимых тенденций - создание крупнейшими OTT-игроками собственных платформ для сторонних приложений", - указывают аналитики J’son & Partners Consulting.
По оценкам J’son & Partners Consulting, российские мобильные операторы в 2014 г. не досчитались не менее 15-20 млрд руб., или около 2% своих доходов. "Операторы ищут пути повышения потребительской стоимости своих услуг с помощью новых ОТТ-сервисов и постепенной замены ими своих текущих ресурсоемких сетезависимых услуг. Переход к партнерской модели предоставления широкого разнообразия OTT-сервисов является мейнстримом развития отрасли на ближайшие несколько лет", - прогнозируют в J’son & Partners Consulting.
Как уверяют в ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), компания нацелена на сотрудничество с поставщиками ОТТ-сервисов, которое позволит избежать перегрузки сетей. "Выхода у операторов два - или разделение доходов с ОТТ-операторами, или приоритизация трафика по его типу за счет специальных тарифов, которые будут создаваться исходя из профиля потребления пользователя. Мы уже имеем опыт подобного партнерства с Google", - заметил в беседе с ComNews пресс-секретарь, начальник отдела по связям со СМИ МТС Дмитрий Солодовников.
По его словам, одновременно МТС скоро предложит своим абонентам новые возможности для общения в сравнении со стандартными приложениями интернет-чатов, голосовой связью и видеозвонками, запустив собственный RCS-сервис. "Этот сервис при помощи единого приложения, интегрированного с телефонным номером и социальными сетями, позволит абонентам оператора получить доступ к расширенным мультимедийным услугам - обмену мгновенными сообщениями, файлами, совершению звонков и видеообщению", - отметил Дмитрий Солодовников.
По словам пресс-секретаря ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анны Айбашевой, на текущий момент OTT-сервисы занимают небольшой объем в трафике клиентов оператора, хотя, безусловно, имеют тенденцию к росту. В другом операторе "большой тройки" - ПАО "МегаФон" - видят, что голос в IP-сетях активно развивается. "При этом мы также заинтересованы в развитии этих технологий, так как планируем использовать VoLTE. Мы также видим, что абоненты пока редко используют ОТТ для голосовых звонков, в основном применяя их в качестве мессенджеров", - сказала репортеру ComNews пресс-секретарь "МегаФона" Алия Бекетова. На ее взгляд, это связано с тем, что ОТТ-игроки в отсутствие какого-либо соглашения об уровне предоставления услуг с операторами работают по "серой" схеме взаимодействия с сетями связи и не могут обеспечить непрерывность и качество голосового соединения.
"Нас также беспокоит тот факт, что пользователи коммуникационных интернет-сервисов никак не защищены с точки зрения законодательства о правах потребителей и тайны связи. В этой ситуации будет логично, чтобы на ОТТ-игроков распространялись требования российского законодательства, если сервисы предоставляются пользователям на территории России", - резюмировала Алия Бекетова.
Андрей Федосеев