Стратегическим партнером конференции выступил мультиплатформенный оператор цифровой среды «Триколор». Генеральный партнер — онлайн-кинотеатр ivi, платиновый партнер — оператор «Ростелеком», золотой партнер — компания Huawei. Мероприятие прошло при технической поддержке компании CDNvideo.
Открыла программу конференции сессия «Кто хочет стать миллионером: что ждет рынок онлайн-видео в России». Эксперты обсудили вопросы развития рынка легальных видеосервисов в условиях сложившейся ситуации с распространением коронавируса COVID-19 и всеобщей самоизоляции.
Участники сошлись во мнении, что в период карантина просмотр видеоконтента перешел в разряд первостепенных потребностей. Поэтому выручка видеосервисов от подписок и платных просмотров, так или иначе, будет расти, а очевидные потери, скорее, стоит ожидать в сегменте рекламы. Это касается и сайтов, принимающих ставки на баскетбол.
По словам директора департамента ТВ и контента J’son & Partners Consulting Дмитрия Колесова, онлайн-кинотеатры по объему доходов в 2019 году заняли 61% рынка онлайн-видео, за ними следуют социальные сети, а также агрегаторы и инфосервисы. Все эти сегменты даже с учетом экономического кризиса будут продолжать стремительно развиваться, поэтому аналитики J’son & Partners Consulting не отказываются от своих прогнозов, сделанных в начале апреля этого года, подчеркнул Колесов.
В 2020 году рынок онлайн-видео ждут существенные изменения, заявил в своем докладе генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков. Ситуация с коронавирусом позволила онлайн-кинотеатрам значительно расширить аудиторию, что приведет к еще большему росту, чем прогнозировалось ранее, отметил он.
Более пессимистичные прогнозы касаются сегмента видеорекламы. «Мы уже видим, что бюджеты на том же YouTube резко снизились. Многие блогеры сейчас говорят, что производство видео идет в минус и не окупается, что уж говорить об онлайн-кинотеатрах. С учетом других факторов, при реализации негативного сценария роста рынка ждать не стоит», — предупредил главный аналитик РАЭК Карен Казарян.
Участники второй сессии под названием «Пока все дома: как временный бесплатный доступ к контенту влияет на бизнес онлайн-видеосервисов» обсудили практики работы с абонентами в условиях карантина. Главы сервисов Megogo и Tvigle Виктор Чеканов и Евгения Петрова подтвердили, что количество пользователей за последнее время стремительно выросло. Однако в целом глобальный рынок развлечений испытывает серьезный кризис. И пока неизвестно, выдержит ли это испытание рекламная модель монетизации, хорошо работавшая в 2019 году.
У ivi взрывной рост абонентской базы наблюдался особенно в первую неделю, отметил директор по стратегической аналитике онлайн-кинотеатра Иван Гринин. Сейчас, по его словам, показатели уже не такие высокие, а на смену популярным в первые недели фильмам об эпидемиях приходит более привычный контент.
По словам заместителя генерального директора по контентной политике «Триколора» Николая Орлова, киносериальный контент сейчас лидирует, особенно по длительному смотрению. В период карантина оператор обеспечил бесплатный доступ к части телеканалов детского пакета, и рост аудитории в этом сегменте был очень значительный, отметил спикер.
Директор департамента интегрированных решений и бизнеса для видео компании Huawei Ван Хуасинь затронул проблему возросшей нагрузки на сети операторов связи. По его словам, в России с ней справляются гораздо лучше, чем в Европе, поэтому у отечественных онлайн-сервисов нет причин для беспокойства.
Участники сессии «Сам себе режиссер: где же взять столько уникального контента, сколько хотят OTT-сервисы», прошедшей при активной поддержке Ассоциации продюсеров кино и телевидения, рассказали о производстве оригинального контента для видеосервисов. По мнению экспертов, уже снятых новых фильмов и сериалов рынку видеосервисов хватит на несколько ближайших месяцев, после чего проблема дефицита контента может прямо отразиться на выручке всех игроков.
Сейчас все без исключения видеосервисы стали думать о производстве новых форматов контента, который не требует больших финансовых затрат и ресурсов, отметил вице-президент по медиа МТС Игорь Мишин. Он добавил, что рынок потребления контента никогда не вернется к образцу 2019 года — во время карантина огромное число людей освоило новые для себя навыки взаимодействия с цифрой средой, и это приведет к качественному скачку для всей индустрии.
В период кризиса особенно актуально делать партнерские проекты. Сотрудничество с другими компаниями для производства контента — это наиболее комфортная для нас модель, поделился руководитель контентного направления «Ростелекома» Александр Косарим. Он пояснил, что партнерами могут быть как телеканалы, так и онлайн-площадки.
В целом участники конференции подтвердили актуальность темы трансформации рынка OTT, обсудили все основные сценарии дальнейшего развития отрасли и подтвердили тезис, что, несмотря на кризис, рынок продолжит стремительно развиваться.