Об этом вчера (14 мая) на форуме "Преподавание информационных технологий в РФ – 2020" сказал директор департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Минобрнауки России Антоний Швиндт.
После выступления представителей вузов и школ России он подвел итог, резюмируя проблемы, выявленные в ходе дистанционного обучения, и предложил способы их решения.
Зав. кафедрой теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики МПГУ Людмила Босова отметила, что внезапный переход на удаленку вызвал стресс и шок. "Мы быстро из него вышли, потому что у нас сбыла поддерживающая дистанционная система образования. Zoom нам не закупили, как Высшей школе экономики, но мы сами нашли выход. Студенты стали работать активнее. Теперь я могу под каждого студента скорректировать программу и время обучения. Мне кажется, что преподаватели последний месяц работали больше, чем обычно: некоторые люди даже проявили героизм, человек жизнь готов отдать за свой предмет. Я считаю, что традиционные практики переносить в онлайн не надо, а нужно выявить новые интересные практики, изобретенные на удаленке и добавить их в процесс обучения. Учителям должны были дать технологию, наша задача только провести занятие, а не изобретать новые техники преподавания", - сказала Людмила Босова. Она считает, что на данный момент система онлайн образования несовершенна, в ней есть над чем работать. В частности надо, чтобы для каждого студента было гибкое время подключения к уроку и возможность изменения программы под конкретного ученика.
Зав. кафедрой системного программирования СПбГУ Андрей Терехов выяснил, что некоторые курсы можно прослушать онлайн, а некоторые - нет. "Например, я не могу читать курс робототехники без демонстрации роботов. Я использовал модели, но надеюсь после возвращения к стандартному обучению, покажу все на "живых" роботах. Факт, что уровень общего образование падает. Нарушена коммуникация. Для выпускников мы ввели специальный курс – как презентовать свою дипломную работу. Удаленно этот курс тоже неудобен. Это крик души – если мы хотим качественное образование, мы должны поднимать уровень образования в вузах, особенно периферийных. Нас обязали принимать на магистратуру большую часть выпускников из региональных ВУЗов. Мы принимаем, но это кошмар. Это совершенно другой уровень, по сравнению с Ленинградскими выпускниками. Частично эту проблему можно решить как раз с помощью дистанционного образования", - считает Андрей Терехов. Он привел пример студента из глубокой деревни, который сам с помощью курсов в интернете, в том числе на английском языке, обучился и программировал "как бог". "Живого общения ничто не заменит – на лекциях в ВУЗе я могу рассказать анекдот, например, а на онлайн курсе вынужден сухо бубнить и ставить в итоге всем "хорошо", - недоволен Андрей Терехов.
Центр инновационного обучения САФУ был готов к дистанционному обучению. Его директор Ольга Юфрякова сказала, что у центра были готовые решения и студенты легко перешли на удаленку. Тем не менее, возникли проблемы. Первая - со связью на стороне слушателей, вторая - с техникой. "Большинство школьников пользовались смартфонами. Учителя устали. Им не хватало подпитки от аудитории. Со студентами удаленный формат проще, школьники же не готовы к такому количеству самостоятельной работы: они задохнулись от количества презентаций и заданий. Поначалу школьники с энтузиазмом восприняли онлайн уроки. Но сейчас они много пропускают: то ли им надоело, то ли они забывают. Мне приходится звонить родителям, чтобы они подключили ребенка. Часто я прошу включить камеру, но ребята под разными предлогами ее не включают. Кто-то ест, кто-то стесняется, мне не хватает общения глаза в глаза. Самые большие проблемы возникли с курсом по математике. В апреле он был заморожен, но, когда мы осознали, что улучшение ситуации не предвидится, мы возобновили курс. 70-летнему преподавателю математики пришлось помогать освоить такой формат. Мы периферийный ВУЗ, и я согласна, что за счет онлайн обучения можно повысить качество образования в регионах", - выступила Ольга Юфрякова.
Вице-президент НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян считает, что нужно полностью перестроить математическое образование. "Мы застряли в структуре математического образования на середине 20 века. Дистанционное образование с нами надолго. Виртуальные симуляторы будут развиваться, их пока мало и не хватает", - прокомментировал он.
Ректор Адыгейского Государственного Университета Дауд Мамий рассказал, что университет создал отряд волонтеров из студентов, чтобы они помогали учителям. "Мы ведем мониторинг того, как студенты относятся к процессу. У нас много студентов из средней Азии, которые остались в общежитии, они малообеспеченные и не имеют ноутбуков, и много студентов из сел, которые уехали домой. Так что многие из них подключались со смартфона. И иногда по два, три, четыре дня уходило на то, чтобы с провайдерами решить ситуацию с интернетом. В тоге мы справились с этой задачей. По нашему опросу 65% студентов предпочли бы заниматься по стандартной модели, а онлайн лекции могут существовать как дополнение", - привел данные Дауд Мамий. Он отметил, однако, что посещаемость студентами лекций стала выше. А также упомянул о юридической проблеме с итоговой аттестацией. "Сейчас по распоряжению ВУЗы ее должны пройти удаленно, но с точки зрения НПА это сложно осуществить", - пояснил Дауд Мамий.
Директор фирмы "1С", руководитель комитета АПКИТ по образованию Борис Нуралиев считает, что надо приветствовать работу студентов, чтобы они набирались реальной практики. "Возможно, надо принудительно заставить их работать. А срок обучения сокращать нельзя – это большая нагрузка. Студентам проще на удаленке, а преподаватели приспособились. Ведь у них не всегда такая плохая связь, как сейчас тут, так что иногда онлайн обучение даже удобно. (Примечание ComNews: во время его речи связь прерывалась). Кризис сдвинул технологии. Я думаю, на прежний уровень ничто уже не вернется, особенно работа в офисах", - высказался Борис Нуралиев.
Директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ Андрей Райгородский тоже высказался за эффективность онлайн образования, но как части учебного процесса. "Мы не хотим полностью уйти в онлайн, но часть курсов можно перевести туда и усилить их. Наше образование сейчас на очень высоком уровне", - считает он.
Директор департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Минобрнауки России Антоний Швиндт напомнил, что в рамках национального проекта в сфере образования уже думали, как менять образование, обсуждали и удаленную систему обучения. "Но одно дело обсуждать, другое - неожиданно всем уйти на удаленку. По началу всем было сложно. В первые дни было много звонков с вопросами. Постепенно университеты адаптировались и выстроили процесс. Количество звонков сократилось и запросов приходит сейчас всего несколько в день. Нам важно принимать решения на основе статистики и надо продолжить исследование рынка ИТ-специалиста. Когда мы с коллегами начали это обсуждать, первый вопрос был – кто такой ИТ специалист. Второй вопрос – обновление компетенций. Необходимо договориться, кто такой ИТ-специалист, повышать его квалификацию и самообразование. Важно договориться, что является базовым набором инструментов для доступа к дистанционному обучению и навыков студентов. Мы мониторим ситуацию. В том числе ситуацию с промежуточной аттестацией. Я считаю необходимым обеспечить базовый набор технических инструментов для каждого студента независимо от его местонахождения, а также развивать доступ к качественному контенту. Да, у нас прописано, что итоговая аттестация должна проходить оффлайн, но это незаконно. В ближайшую неделю, две мы хотим выпустить особый порядок по итоговой аттестации, прописав возможность дистанционного ее проведения. Важный момент – волонтерство студентов по обучению преподавателей. Преподаватели стагнируют, а надо постоянно учиться. Сейчас требование времени к этому их подтолкнуло. Я считаю, что смешанное обучение – один из оптимальных вариантов будущей системы образования. Все институты сейчас рапортуют о том, что у них есть инструменты для дистанционного обучения, вопрос в том, какого они качества. Сегодня мы выделяем около пяти таких платформ. Важно померить индекс цифровизации институтов, не чтобы наказать их, а чтобы помочь тем, у кого нет возможностей", - рассказал Антоний Швиндт.
Игорь Агамирзян уверен, что обучение будет замещаться смешанной системой. "Мы предполагали, что приступим к этой системе лет через пять. Сейчас этот процесс интенсифицировался, и мы перейдем к ней уже, вероятно, со следующего года. Также важно для периферии иметь возможность слушать профессоров со всего мира. Многие институты смогут отказаться от штатных преподавателей, а сами преподаватели перейдут к работе в онлайне. Все больше работа со студентами будет становиться индивидуальной, а лекционные курсы переходить в онлайн", - резюмировал он.
Людмила Босова считает образование по смешанной модели перспективным. "Хорошая модель, но кто готов из преподавателей это делать? Такая система требует работы 24/7", - испугалась она.
Андрей Терехов не понял, зачем России оценивать индекс цифровизации вузов. Он рассказал, что есть мировые практики по оценке системы обучения в вузах, которые можно перенять и использовать.
Юлия Мельникова