В 2016 году Минкомсвязи не удалось достичь плановых показателей по доле домохозяйств, имеющих возможность широкополосного доступа (ШПД) к интернету, следует из сводного годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм РФ по итогам 2016 года, с которым ознакомился "Ъ". Минкомсвязь как ответственный исполнитель госпрограммы "Информационное общество" в 2016 году должна была обеспечить ШПД 90% домохозяйств РФ. Фактически такую возможность имели 70,7% (38,5 млн домохозяйств), следует из отчета. Планировалось, что в 2017-2019 годах эта доля закрепится на уровне 90%, а в 2020-м достигнет 95%. В новой редакции госпрограммы, подписанной премьер-министром Дмитрием Медведевым 31 марта 2017 года, ежегодная динамика этого индикатора уже не учитывается. Но из приложений к ней следует, что ШПД для 95% домохозяйств все же остается ожидаемым результатом госпрограммы.
По данным GfK, общая аудитория интернет-пользователей в 2016 году также не росла, оставшись на уровне 2015 года — 70,4% россиян в возрасте от 16 лет и старше, что составляет около 84 млн человек. Активных абонентов фиксированного ШПД на конец 2016 года, по данным Минкомсвязи, было 27,4 млн. "ТМТ Консалтинг" оценивал их количество по итогам года в 31 млн домохозяйств.
Ответственной за подпрограмму развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в России в госпрограмме указана Россвязь. "Мы точно не отвечали за ШПД в домохозяйствах ни в прошлом, ни в позапрошлом году",— настаивает руководитель Россвязи Олег Духовницкий. По его словам, решение об изменении целевых показателей также принималось без участия Россвязи. В аппарате правительства и Минкомсвязи не пояснили, с чем связано изменение целевых показателей госпрограммы. При этом в министерстве невыполнение плана по ШПД в домохозяйствах объясняют финансовыми проблемами. "Недофинансирование фонда универсальной услуги связи (УУС.— "Ъ") сыграло свою роль, однако с учетом этого фактора считаем, что достигнутые показатели находятся на достаточно высоком уровне",— подчеркнули в Минкомсвязи.
Средства из фонда УУС власти используют для субсидирования проекта по устранению цифрового неравенства.
Он подразумевает создание публичных точек высокоскоростного доступа в интернет (Wi-Fi) в 14 тыс. малых населенных пунктов (250-500 жителей). В 2016 году фонд УУС был серьезно недофинансирован, подтвердили в "Ростелекоме", который реализует проект. "Деньги в федеральном бюджете были перераспределены на другие статьи: вместо 14,8 млрд руб. осталось 8,9 млрд руб.",— отметил представитель оператора. Несмотря на недофинансирование в 2016 году, "проект реализуется в соответствии с планом-графиком", отмечают в компании. По текущему прогнозу в 2017 году количество точек доступа должно составить около 6 тыс., сообщает источник "Ъ", знакомый с ситуацией. По мнению представителя "Ростелекома", некорректно связывать госпрограмму по развитию информационного общества и проект по устранению цифрового неравенства, который "стимулирует увеличение проникновения в домохозяйства, но там слишком мало населения в целом, чтобы сильно повлиять на федеральную статистику". Проект как раз и затевался, чтобы интернет появился в тех местах, где нет окупаемости строительства сетей и куда не придут коммерческие операторы, добавил представитель "Ростелекома".
Невыполнение плана по проникновению ШПД в домохозяйства также обусловлено снижением реальных доходов населения и ослаблением курса рубля, который увеличил расходы операторов на инвестпрограммы, считает аналитик "Финама" Тимур Нигматуллин. Гендиректор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов добавляет, что с имеющимися сейчас технологиями проводного доступа доведение проникновения ШПД до 90% домохозяйств экономически нецелесообразно. "Четверть населения РФ до сих пор живет в сельской местности, куда протягивать волокно невыгодно, но для государства устранение цифрового неравенства — социальная задача. Другое дело, что ее может решить и мобильный доступ",— констатирует он.
Юлия Тишина, Владислав Новый