Российское представительство французского онлайн-сервиса BlaBlaCar ООО «Комьюто Рус» стало ответчиком по иску автоперевозчиков и автовокзалов, следует из карточки дела, зарегистрированного 1 ноября, на сайте Таганского суда Москвы. Иск к структуре BlaBlaCar подал астраханский междугородный автобусный перевозчик ООО «Транс Лайн». Компания просит суд признать информацию на сайте и в мобильном приложении BlaBlaCar запрещенной в России и обязать Роскомнадзор внести сетевой адрес BlaBlaCar в реестр запрещенных ресурсов, следует из иска (есть у “Ъ”). Кроме того, компания просит запретить работу сервиса BlaBlaCar в России.
По мнению «Транс Лайн», деятельность BlaBlaCar нарушает права компании как перевозчика, что «приводит к возникновению убытков»: «На BlaBlaCar пассажиры могут приобрести билеты на рейсы Астрахань—Москва нелегальных перевозчиков, что причиняет обществу значительный материальный ущерб». Деятельность нелегальных перевозчиков «создает благоприятную среду для оборота запрещенных средств и предметов, с помощью которых лица с преступными намерениями имеют возможность совершать террористические акты», полагает истец. К тому же Устав автомобильного транспорта не предусматривает совместных перевозок, отмечает «Транс Лайн». «Я подписывал такое, потому что они незаконно воруют клиентов везде и всюду. И потому что они никакой ответственности не несут, у них никто не застрахован ни от чего, не отвечают за безопасность»,— заявил “Ъ” представитель одного из региональных автовокзалов, присоединившихся к заявлению.
В Роскомнадзоре не стали комментировать иск. Если суд примет решение о внесении сетевого адреса BlaBlaCar в реестр запрещенных сайтов, то Роскомнадзор будет обязан его исполнить, отметил собеседник “Ъ”, близкий к ведомству.
Это не первая попытка заблокировать BlaBlaCar в России. Как ранее писал “Ъ”, из-за претензий региональных властей к нелегальным перевозкам в сентябре 2017 года BlaBlaCar грозила блокировка в России по решению суда, которое компании удалось оспорить.
Оценить перспективы судебного иска к BlaBlaCar можно как 50 на 50, полагает партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Коллективный иск подается рядом перевозчиков, которые ссылаются на недополученные прибыли и возросшую конкуренцию со стороны сервиса, однако отсылка к Конституции и автомобильному уставу может быть не до конца принята судом как реальные доказательства неправомерности работы сервиса, считает юрист. Требования по претензиям к BlaBlaCar могут быть удовлетворены частично, так как доказательная база предоставлена лишь на уровне ряда выводов и статистики, рассуждает господин Горбунов.
Привлечение Роскомнадзора в качестве ответчика является попыткой привлечь повышенное внимание как суда, так и общественности к проблеме работы сервиса в России и поднять вопрос его законности, считает юрист: «Учитывая, что деятельность сервиса формально нарушает ряд законодательных актов и автомобильный устав, он должен быть заблокирован до того момента, пока не будет налажена легальная работа каждого перевозчика в соответствии с законодательством». Однако в России пока нет понимания, как именно правильно легализовать эту сферу: сервисов помимо BlaBlaCar уже появилось предостаточно, и если блокировать французский сервис, то тогда будет не совсем ясно, что делать с другими, заключает юрист.
Владислав Новый