Заместитель председателя Правительства РФ Максим Акимов официально объявил вчера на пресс-конференции в Доме Правительства о запуске в работу прототипов пяти «суперсервисов» - полнофункциональных прототипов комплексных госуслуг, предоставляемых гражданам в определенных жизненных ситуациях. С первого дня запущенные суперсервисы позволяет формировать юридически значимые заявки и документы. В тоже время, как отметил вице-премьер, Правительство рассматривать предоставленные суперсервисы как пилотный прототип, который позволяет гражданам оценить его и высказать пожелания по улучшению.
Правительство хочет услышать мнение со стороны трех целевых групп: пользователей, профессиональных разработчиков и бизнес-компаний.
Заместитель председателя Правительства РФ Максим Акимов.
По мнению Акимова, правительство ждет со стороны пользователи оценку качества предложенных услуг: «Нравится ли оформление», «Удобно ли выстроен дизайн?», «Насколько полным является функционал?». По мнению вице-премьера, через запуск суперсервисов правительством поставлена цель не только перевести его работу на «цифровые рельсы», но также сделать процедуру предоставления гражданам госуслуг «простой, удобной и понятной».
Правительство ждет компетентной оценки профессионального сообщества технологической стороны разработки прототипов. При их подготовке, как отметил Акимов, были серьезно переработаны все бизнес-процессы внутри министерств, участвующих в предоставлении госуслуги. Однако оценку технологичности полученного результата, правильности выбора ИТ-архитектуры, удобства и технологичности пользовательского интерфейса правительство хочет получить от участников рынка.
Третья важная целевая группа, к которой обратился вице-премьер - российский бизнес. Акимов отметил, что Правительство осознает достаточно ограниченное участие госструктур в реализации многих суперсервисов. Основная доля в них приходится на услуги, предоставляемые бизнес-сообществом. Поэтому Правительству важно, чтобы российский бизнес внес свои предложения по своему участию в развитии предлагаемых госуслуг. «Это может быть встроено в суперсервисы. Мы предлагаем бизнесу взглянуть на эти услуги, чтобы предложить свое или оценить, насколько это удобно или нет».
Планы и сроки
Как отметил Акимов, в настоящее время на портале госуслуг уже размещены пять суперсервисов. Еще десять появятся в течение ближайших двух-трех недель, а 25 из полного перечня, одобренного в феврале этого года на заседании президиума правительственной комиссии по цифровому развитию, появятся до конца этого года».
Основным разработчиком суперсервисов выступает «РТ-Лабс» - дочерняя компания «Ростелекома». В разработке также принимают участие НИИ «Восход» и такие компании, как Сбербанк, Mail.ru Group и «Яндекс».
В настоящее время, как рассказал замглавы Минкомсвязи Максим Паршин, на портале госуслуг размещены прототипы следующих пяти суперсервисов, процедуры предоставления которых также можно оценить по предлагаемым видеороликам: «рождение ребенка», «поступление в вуз онлайн», «переезд в другой регион», «оформление европротокола онлайн», «цифровое исполнительное производство».
Для оценки пилотных суперсервисов желающие могут заполнить анкету на сайте госуслуг и высказать там свое мнение и пожелания. Первый анализ полученных отзывов Правительство намерено провести через месяц после запуска.
Замглавы Минкомсвязи Максим Паршин.
Было отмечено, что запуск суперсервисов потребовал серьезного пересмотра текущего законодательства. Со слов Паршина, для реализации планов запуска этого года необходимо поменять 144 нормативных акта, при этом 80% из них еще не готовы на сегодняшний день к применению.
Хотя реализация суперсервисов выстроена по отлаженному алгоритму, разработчики тем не менее не исключают возможности появления конфликтных ситуаций при работе с ними. Они допускают, что в этом случае может потребоваться «ручное принятие решение». Оно может быть как положительным, так и отрицательным для действий, выполненных сценарием обработки суперсервиса.
Был затронут также вопрос о развитии государственно-частного партнерства для привлечения к участии в реализации суперсервисов бизнес-компаний. Отмечено, что этот вопрос является пока дискуссионным. «Прямого ответа, как будет выстроена процедура привлечения бизнес-компаний, пока нет. Необходим разумный компромисс. Но прямой сертификации и лицензирования не будет. Будет осмысленная оценка игроков, допускаемых к сервису».
Правительство также не планирует одномоментного перехода на только цифровую форму предоставления госуслуг в виде суперсервисов. Оно отдает себе отчет, в стране еще существует немалая доля людей, которые еще не готовы переходить на самостоятельное цифровое обслуживание и которым необходимы «офлайновые» представительства. Там они смогут получить цифровые услуги, «не делая ошибок при выборе опций». Разработка этого механизма пока ведется. Глобальным держателем проекта выступает министерство цифрового развития, структура электронного правительства и портал госуслуг рассматриваются как механизм для реализации суперсервисов.