До конца осени Xiaomi может начать поставки ноутбуков в Россию, рассказал «Известиям» источник в компании — партнере китайского производителя. Такие планы действительно рассматриваются, подтвердил человек, знакомый с менеджерами нескольких вендоров. Слышал о возможном начале поставок лэптопов Xiaomi и сотрудник одной из розничных сетей. Разговоры об этом идут уже давно, уточнил он.
«Известия» направили запрос представителю Xiaomi.
Если китайская корпорация начнет поставлять ноутбуки в РФ, то станет едва ли не первым широко известным вендором, который выйдет на российский рынок после начала СВО и санкционной кампании, сказал один из собеседников издания. Другой источник «Известий» утверждает, что официально Xiaomi до сих пор ввозил в Россию только смартфоны, аксессуары, мелкую бытовую технику, телевизоры и другие позиции, но не ноутбуки. Они продаются в крупных торговых сетях и в небольших интернет-магазинах, но ввезены по параллельному, а иногда, возможно, и по «серому» импорту, пояснил собеседник. Он напомнил, что Xiaomi — едва ли не единственный из крупных мировых брендов, не прекративший поставки смартфонов в РФ в начале весны.
В официальном интернет-магазине китайского вендора, которым управляет Inventive Retail Group, ноутбуков действительно не предлагается.
«М.Видео-Эльдорадо» планирует расширить сотрудничество с Xiaomi и начать продавать ноутбуки этого бренда, заявили «Известиям» в розничной сети. За последние несколько лет марка стала одним из лидеров российского рынка электроники и привлекла миллионы россиян в свою экосистему, предлагая привлекательные по соотношению цена-качество устройства с набором наиболее необходимых функций, отметил представитель ритейлера.
Несмотря на отсутствие официального импорта, спрос на ноутбуки Xiaomi в России был — в начале 2022 года они занимали 3,5–4% рынка этих устройств в натуральном выражении (в штуках), подсчитали в Mobile Research Group. Если прямые поставки действительно начнутся, эта доля может значительно увеличиться, считает ведущий аналитик компании Эльдар Муртазин.
— Выход Xiaomi на российский рынок ноутбуков вполне логичен — в условиях, когда официальные поставки лэптопов американских и тайваньских вендоров приостановлены, такой шаг позволит компании заметно нарастить продажи, — считает он.
Наладить стабильные и массовые поставки ноутбуков в Россию по параллельному импорту пока не удалось — исключение составляют только Apple MacBook, констатировал один из источников «Известий».
В целом спрос на лэптопы, как и на смартфоны, во II квартале 2022-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился примерно на 50%, утверждает Эльдар Муртазин. Налицо расширение присутствия на рынке недорогих китайских устройств, которые занимают нишу прекративших официальные поставки брендов.
Во II квартале 2022 года в РФ было реализовано 528 тыс. ПК (лэптопов и десктопов) на 33 млрд рублей, что на 40% и 45% cоответственно меньше, чем в I квартале, подсчитали для «Известий» в одном из ритейлеров.
Ранее участники компьютерного рынка рассказывали «Известиям», что параллельный импорт ноутбуков в РФ пока не задался. Компании опасаются ввозить такую технику из-за непредсказуемой конъюнктуры спроса: курсы валют меняются скачкообразно, цены тоже, и неизвестно, какие модели будут продаваться, а какие останутся невостребованными, объясняли они. Кроме того, на клавиатуру гаджетов, не предназначенных для продажи в РФ, надо наносить кириллицу, говорили продавцы. В то же время доля ноутбуков из Китая в РФ действительно растет, признавали они.
Более того, в этом году о выходе на российский рынок в этом году объявили китайские компьютерные бренды, до сих пор известные в РФ лишь узкому кругу пользователей. Например, в середине июля стало известно, что китайский концерн Haier Group, до сих пор известный в России как производитель крупной бытовой техники, будет продавать в РФ ноутбуки собственного бренда Thunderobot.
Наиболее высокую динамику среди производителей демонстрируют устройства китайских брендов, на них пришлось порядка 30% в штучном объеме продаж против примерно четверти годом ранее, отметили в «М.Видео-Эльдорадо».
На Ozon сейчас ассортимент ноутбуков активно расширяют новые бренды из Китая, отметили в пресс-службе маркеплейса.
— Мы наблюдаем повышение интереса к китайским брендам ноутбуков в этом году. На маркетплейсе уже представлены в наличии несколько моделей ноутбуков Xiaomi у некоторых продавцов. При расширении ассортимента бренда на российском рынке мы ожидаем укрепление позиций Xiaomi, — сказал представитель компании.
Учитывая дефицит ноутбуков после ухода ряда ведущих мировых игроков из России или приостановки поставок ритейлерам надо расширять продуктовую линейку, отметил гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Сейчас китайские вендоры находятся в привилегированном положении, ведь конкуренция на рынке РФ ослаблена, указал эксперт. Xiaomi хорошо известна в России как бренд смартфонов и другой техники, поэтому решение вывести под ним еще и ноутбуки вполне оправданно, заключил он.
Валерий Кодачигов