В МВД заказали доработку мобильного приложения для информирования граждан и экстренной связи с полицией, добавив к нему сервис по распознаванию мошеннических номеров. На официальном сайте закупок zakupki.gov.ru 4 февраля был размещен тендер МВД на доработку официального приложения.
Согласно технической документации, в официальное приложение МВД России подрядчиком, в том числе, будет добавлен новый модуль «антимошенник». При входящих вызовах приложение будет распознавать мошенников, исходя из базы данных мошеннических номеров, имеющейся у МВД. Чтобы иметь возможность пользоваться новым функционалом, пользователям приложения необходимо будет предоставить доступ к своим контактам.
Эксперты сравнивают инициативу МВД с теми приложениями, которые собирают базы данных номеров. К ним относится GetContact который позволяет определить по имени того, кто вам звонит. Приложение запрашивает доступ к контактам, которые могут утечь. И такие случае были. Мы писали об опасных приложениях для смартфонов, среди которых есть GetContact.
Эксперты обращают внимание, что это нововведение позволит препятствовать работе мошенников. Но для проверки входящих номеров, приложению не требуется доступ к контактам абонента, так как оно пользуется собственной базой контактов из облака. А доступ запрашивает как дополнительный функционал, чтобы сравнивать, например, номера звонящего с телефонной книгой абонента. Таким образом, МВД получает доступ не только к данным о номерах мошенников, но и ко всей записной книжке номеров пользователя. Также это может нести риски для абонентов из-за возможной утечки данных, поскольку обработка номеров будет происходить на сторонних серверах.
По данным компании BrandMonitor, телефонные мошенники выманили у россиян только за 2020 год около 150 млрд рублей. 66 млрд рублей мошенники получили, представляясь сотрудниками банков. 46,5 млрд достались мошенникам за фиктивные медицинские услуги и 18,6 млрд через фишинговые сайты и несуществующие интернет-магазины. Мы писали о том, что количество спам-звонков в 2020 году выросло. В декабре прошлого года заместитель представителя Сбербанка Станислав Кузнецов заявил, что число мошеннических звонков с начала 2020 года составило 15 млн. За 2020 год Сбербанк получил 3,4 млн жалоб на телефонное мошенничество. Когда за 2019 их было 2,5 млн, а за 2017 год - всего 160 тысяч.
Недавно мы писали о том, что правительство потратит 3 млрд рублей по программе цифровизации российских тюрем на борьбу с подпольными колл-центрами, для чего в тюрьмах разместят средства блокировки связи.