Во вторник утром, 20 ноября 2012 года, МВД провело обыски в загородных домах президента «Ростелекома» Александра Провоторова и владельца фонда Marshall Capital Partners (MCP) Константина Малофеева. Затем Малофеев вместе с экс-юристом фонда Дмитрием Скуратовым (сын бывшего генпрокурора Юрия Скуратова) и главой компании «Руссагропром» Евгенией Кремневой были доставлены на допрос в следственный департамент МВД.
С утра источник в правоохранительных органах сообщал информагентствам, что после допросов Провоторов и Малофеев могут быть задержаны. Однако в итоге задержали только Кремневу. Следственные действия проводятся в рамках возбужденного недавно уголовного дела по факту хищения у государственного банка ВТБ кредита на сумму $225 млн. Источник среди акционеров «Ростелекома» говорит, что дело находится на личном контроле у министра внутренних дел Владимира Колокольцева.
Кредит был выдан в 2007 году компании «Руссагропром» на покупку активов молочного холдинга «Нутритек». Перед получением кредита Ernst&Young оценил активы заемщика в $366 млн, владельцем компании считался бывший заместитель министра сельского хозяйства Владимир Алгинин. Однако, когда обслуживание кредита прекратилось и ВТБ забрал активы «Руссагропрома», выяснилось, что их реальная цена – лишь $40 млн. По мнению банка, «Нутритек» намеренно ввел аудиторов в заблуждение.
При этом ВТБ обнаружил, что реальным собственником «Руссагропрома» были структуры фонда MCP, которые на тот момент контролировали также и «Нутритек». Гендиректором MCP в тот момент был как раз Провоторов. В прошлом году ВТБ уже обратился в Лондонский суд с иском против MCP о возврате кредита. В рамках разбирательства были арестованы активы Marshall Capital, включая долю в «Ростелекоме». Впоследствии суд отклонил иск, посчитав, что он должен рассматриваться в России, но ВТБ подал апелляцию.
«Звезда» Константина Малофеева взошла в 2008 году, когда министром связи и массовых коммуникаций стал Игорь Щеголев. Малофеев и Щеголев – давние знакомые, и у них общий духовный наставник – отец Тихон. После назначения Щеголева Малофеев вошел в советы директоров государственного холдинга «Связьинвест» и принадлежащего ему оператора «Ростелеком». Ряд выходцев из MCP заняли ключевые позиции в этих компаниях: помимо Провоторова, можно отметить замгендиректора «Связьинвеста» Михаила Лещенко и финансового директора «Ростелекома» Антона Хозяинова.
При этом сам MCP стал крупнейшим миноритарным акционером «Ростелекома», скупив около 10 % его акций. Евгений Юрченко, в 2009 – 2010 гг. возглавлявший «Связьинвест», утверждал, что акции были приобретены на средства самого «Ростелекома», а центр принятия решений за «Связьинвест» переместился в MCP. Фактически в период Щеголева Малофеева считали «серым кардиналом» телекоммуникационной отрасли.
Но в мае 2012 года новым министром связи и массовых коммуникаций стал Николай Никифоров, ставленник Аркадия Дворковича (занял в правительстве пост вице-премьера) – см., например, новость раздела «Минкомсвязи Никифоров» от 12 июля 2012 г. Никифоров с Дворковичем раскритиковали политику «Ростелекома» по ряду пунктов и предложили сменить руководство компании. Однако администрация президента выступила против. Это можно объяснить тем, что после смены правительства Игорь Щеголев стал помощником президента.
Возможно, Константин Малофеев предчувствовал проблемы: он собирался стать сенатором от Смоленской области. Для этого, в соответствии с нынешним принципом формирования Совета Федерации, он должен быть членом соответствующих муниципальных или региональных органов власти. Как раз в это воскресенье он выиграл дополнительные выборы в совет депутатов Знаменского сельского поселения Угранского района области. Однако за день до этого суд снял его с выборов из-за подкупа избирателей. Если решение суда останется в силе, итоги выборов будут отменены.
Сам Малофеев открыто назвал происходящее попыткой давления на руководство «Ростелекома». «Обыск в доме у человека, который ни от кого не скрывается, но у которого при этом трое детей (включая четырехмесячного малыша), не чем иным, как давлением, считаться не может», – говорят двое источников в «Связьинвесте».
В интервью телеканалу «Дождь» Николай Никифоров призвал не связывать обыски и допросы с какими-либо готовящимися решениями, сказав лишь, что необходимо дать правовую оценку происходящему. В то же время министр связи выразил озабоченность тем, что после утренних сообщений котировки акций «Ростелекома» упали на 3 %. «Доброе имя компании не должно страдать из-за каких-либо историй с какими-либо физическими лицами», – заявил Никифоров.
В МВД подчеркнули, что проводимое расследование к деятельности «Ростелекома» не имеет никакого отношения. В самом «Ростелекоме» от комментариев отказались. Отметим, что правоохранительные органы активизируют интерес к «Ростелекому» и его руководству. В сентябре в одном из московских офисов компании проходили обыски по уголовному делу, связанному с хищением в 2008 году сотрудниками «Ростелекома» 20 служебных квартир в столице.