Мобильные телефоны Explay с 2012 г. выпускались в России с широким набором предустановленных приложений "Яндекса". Во II квартале 2014 г., по данным GfK, доля Explay на российском рынке смартфонов составила 5,2%.
Мелкумова связывает разрыв отношений с переключением Explay на выпуск телефонов на базе пакета приложений Google Mobile Services (GMS). Ситуация выглядит так, что для Explay этот отказ является вынужденной мерой, сопряженной с навязанным запретом сотрудничества, считает она. В последние годы Google последовательно усложняет распространение конкурирующих поисковых и других сервисов на мобильных устройствах под управлением Android и в браузере Google Chrome, возмущается Мелкумова.
Директор Explay по маркетингу Оксана Карпухина подтвердила, что с 1 сентября компания заключила соглашение с Google. Отказ от предустановки продуктов конкурентов Google на Android — одно из стандартных условий соглашения вендоров с этой компанией, говорит Ващенко. Представитель Google Светлана Анурова вчера отказалась от комментариев.
GMS включает в себя популярный магазин приложений Google Play, который пользователь не может установить самостоятельно, это может сделать только вендор, заключив соглашение с Google, объясняет Мелкумова. По ее словам, получив Google Play, производители также обязаны установить обширный пакет приложений и служебных сервисов Google, поиск Google по умолчанию, а также разместить весь предустановленный пакет на первом экране смартфона. В некоторых случаях производители заключают с Google соглашение о разделении доходов от мобильной рекламы. В таких соглашениях, как правило, также содержится дополнительный запрет на предустановку конкурирующих с Google сервисов, говорит она.
По словам Мелкумовой, "Яндекс" помогал Explay привлекать российских пользователей и делился доходами от рекламы в мобильном поиске. Она уверена, что решение Explay не отразится на доле "Яндекса" в мобильном поиске: "Яндекс" не является поиском по умолчанию на большинстве устройств на базе Android, но пользователи самостоятельно выбирают "Яндекс", объясняет она. Доля поиска "Яндекса" на Android в России, по внутренним оценкам компании, составляет 47%.
Претензии к Google предъявляют не только российские конкуренты. С 2010 г. Еврокомиссия ведет антимонопольное расследование по жалобе ряда компаний на злоупотребление Google своим доминирующим положением на рынке поисковиков. По их мнению, корпорация недобросовестно продвигает свои продукты и сервисы в ущерб аналогичным продуктам конкурентов. Противниками Google в этом конфликте являются многочисленные компании, в том числе французские и немецкие издатели, а также американские IT-компании вроде Microsoft, Yelp, Expedia и т. п. За это время конкуренты трижды отвергли предварительные варианты мирового соглашения, предусматривающие уступки со стороны Google.
Олег Сальманов