Олег Малис ведет переговоры об обмене бренда Explay на долю в компании—производителе смартфонов Fly, сообщила на своем сайте газета «Ведомости» со ссылкой на источники 21 декабря. Директор по маркетингу и продажам бренда Fly Раджив Такур подтвердил “Ъ”, что компания Fly изучает вопрос объединения с Explay. «Мы смотрим на сделку с различных позиций, не только как на способ увеличения рыночной доли. С двумя брендами мы можем удвоить их позиции и обслуживать различную аудиторию»,— сказал он, подчеркнув, что окончательное решение о сделке еще не принято. Топ-менеджер розничной сети, продающей, в частности, смартфоны Fly, также слышал, что обсуждается объединение Fly и Explay. Олег Малис отказался комментировать эту информацию. Источник, близкий к одной из сторон сделки, сообщил, что объединение с Fly — это один из вариантов развития бренда Explay.
Маркой Fly владеет британская компания Meridian Group, ее финансовые результаты не раскрываются. Под этим названием в РФ продаются телефоны и смартфоны на Android. По сообщению «Интерфакса», который ссылается на источник, в первом полугодии Fly занимала 8,5% рынка смартфонов в натуральном выражении, 4% — в рублевом; у Explay — 5% и 3% соответственно.
Но динамика продаж телефонов и смартфонов Fly в этом году серьезно снизилась, свидетельствует статистика МТС . Так, в третьем квартале 2015 года продажи телефонов и смартфонов Fly составили 923 тыс., что почти на 40% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Выручка от продаж устройств Fly в этот же период снизилась на 17%, до 2,7 млрд руб. Раджив Такур из Fly объяснил падение рыночной доли «проблемами со снабжением». «У нас большой дефицит»,— сказал он, не пояснив детали.
Explay — родственный бренд для группы компаний «Связной». Гендиректор Explay Эдуард Ващенко фигурировал в списках аффилированных лиц ОАО «Связной ЦР» и ЗАО «Связной Банк». В начале 2015 года контроль над компаниями «Связного», в том числе и «Эксплей», получил бизнесмен Олег Малис. По данным kartoteka.ru, в 2014 году выручка «Эксплей» составила 11,4 млрд руб., чистая прибыль — 251 млн руб.
Под брендом Explay выпускается различная электроника, но компания выделялась прежде всего на рынке планшетов. В конце 2014 года Explay вошла в топ-3 по объему продаж планшетов в РФ. По данным IDC, в первом квартале 2015 года Explay занимала второе после Samsung место по поставкам в РФ (7,1%), но в третьем квартале Explay в топ-5 уже не вошла. В начале декабря сайт mobiltelefon.ru сообщил, что «Эксплей» с 27 ноября распустила весь штат сотрудников и может полностью свернуть работу по направлению производства мобильных устройств. Представитель «Связного» Мария Заикина тогда пояснила, что «у акционера компании есть планы по развитию бренда, поэтому говорить о его уходе с рынка некорректно». Комментировать информацию об объединении Explay и Fly представитель «Связного» отказалась.
Fly давно работает в тесном партнерстве с «Евросетью», а Explay частично принадлежал конкурирующему ритейлеру «Связному», отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Объединение двух марок на одной компании Meridian Group нужно для того, чтобы вести разработку и производство устройств из одного центра и «разделить потоки», уменьшив конкуренцию в рознице между двумя брендами, рассуждает он. «В результате одни устройства Meridian Group под брендом Explay будут идти в “Связной”, а другие — под брендом Fly — в “Евросеть”»,— считает Эльдар Муртазин.
Владислав Новый, Анна Балашова