Воспитанникам Берсеневской школы нелегко запоминать и усваивать большие объемы информации. Понимая такую особенность подопечных, организаторы решили начать увлекательное путешествие в мир искусства с Древнего Египта и Месопотамии. Экскурсоводы показали сохранившиеся исторические реликвии: скульптуры, клинописные таблички, мелкую пластику, украшения и предметы быта. Восторг у детей вызвали мумия кошки, ложечка в виде плывущей девушки, папирусы и приспособления для письма. Ребята рассматривали длинные палочки, с помощью которых древние египтяне составляли клинописные тексты, и радовались уже тому, что в своих тетрадях они могут писать привычной шариковой ручкой. Да и на столе совсем не обязательно держать статуэтку древнеегипетского покровителя писцов Тота, как это делали несколько тысяч лет назад.
Впрочем, уже через полчаса дети, сами того не заметив, попали под чары мифологического персонажа и под руководством опытных педагогов принялись создавать «рукописные таблички», статуэтки и гравюры на мастер-классах в Центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А. С. Пушкина. Практические занятия – неотъемлемый элемент программы. «Мы стремимся не только показать экспонаты и техники работы с художественными материалами, но и вдохновить ребят, влюбить их в искусство. Мы надеемся, что многим из них этот опыт поможет по-другому посмотреть на мир», – говорит директор фонда «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская.
В студии ведущего российского арт-терапевта и художника Марии Дрезниной ребята рисовали скарабеев и другие символы Древнего Египта. «Нередко на наших занятиях проявляются неожиданные таланты у детей, у которых ранее ничего подобного не наблюдалось», – говорит Мария Дрезнина, которая уже 12 лет руководит арт-терапевтической студией в «Мусейоне», а до этого 15 лет проработала в реабилитационных центрах.
На других мастер-классах дети учились работать с глиной и попробовали свои силы в работе с линогравюрой. На кусочках линолеума вырезали штампы по мотивам экскурсии, а потом с помощью чернил создавали цветные оттиски на бумаге.
«Классический музей – это не только и не столько место для хранения и изучения искусства. В первую очередь, это пространство для диалога зрителя и художника, сколько бы веков не находилось между ними», – подчеркивает директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак. Она надеется, что дети, которые благодаря проекту посетят музей, будут в него возвращаться всю свою жизнь.
Берсеневская школа-интернат стала первым участником программы «Пушкинский – воспитанникам детских домов». До конца года организаторы планируют охватить еще несколько особых учебных заведений Москвы и Подмосковья. Рекомендации формирует фонд «Здесь и сейчас». Каждый интернат или детский дом ждут три поездки в музей, посвященные разным темам. «Дети, у которых раньше не было такой возможности, приедут в музей. Для них это шанс повернуть свою жизнь иначе. Произведения искусства, археологические экспонаты, рассказы о древней истории надолго остаются в памяти, вдохновляют», – уверен президент группы ЛАНИТ Георгий Генс.