Об этом заявил глава Минцифраза Константин Носков (на фото) с трибуны 10-го ИТ-форума "Югра", который открылся 5 июня в Ханты-Мансийске.
Как пояснил референт аппарата Совета Безопасности РФ Дмитрий Грибков, необходимость трансформации прежнего документа "Цифровая экономика Российской Федерации" в национальную программу вытекает из так называемого майского указа президента России Владимира Путина. Речь об указе N204 от 7 мая 2018 г. "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Этим указом Владимир Путин поручил правительству страны, совместно с органами госвласти субъектов РФ, разработать (скорректировать) и представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам национальные проекты (программы) по 12 направлениям, среди которых и цифровая экономика. Судя по тому, что среди других направлений в указе значатся здравоохранение и образование, которым посвящена большая часть действующей программы "Цифровая экономика", документ действительно нуждается в ревизии.
Например, при разработке национального проекта в сфере образования Владимир Путин поручил правительству РФ исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить "создание современной и безопасной цифровой образовательной среды".
"Новая программа "Цифровая экономика" будет формироваться в соответствии с майским указом президента РФ, - сообщил Константин Носков. - В существующем виде этой программе не хватает конечных продуктов - пока она направлена на создание обеспечивающих вещей, таких как информационная инфраструктура. В течение нескольких месяцев мы сформируем представление о том, что такое цифровая экономика для населения, бизнеса, государства".
"Цифровая экономика - очень гибкая субстанция. Лет 10 назад мы говорили о создании электронного правительства, затем - об информационном обществе. Поэтому нет ничего плохого в корректировках. Переписав программу "Цифровая экономика" этим летом, я не вижу ничего зазорного в том, если еще через год мы снова все изменим. Скорость изменений в мире сейчас очень велика", - добавил глава Минцифраза.
Константин Носков подчеркнул, что обновленное министерство будет строить цифровую экономику только через взаимодействовие государства и бизнеса. "Находясь на государственном посту, я говорю: бизнес, мы в вас нуждаемся!", - заявил он с трибуны Ханты-Мансийского ИТ-форума. "Недолгий опыт реализации программы "Цифровая экономика" показал пробелы. Уже на этой неделе я соберу руководителей рабочих групп этой программы, чтобы скоординировать работу", - сказал Константин Носков.
Несмотря на требования указа N204, некоторые представители ИТ-сообщества с удивлением восприняли информацию о ревизии программы "Цифровая экономика". В частности, президент Группы компаний InfoWatch Наталья Касперская, возглавляющая в программе "Цифровая экономика" рабочую группу по информационной безопасности, в беседе с корреспондентом ComNews призналась, что не знает, чем национальный проект будет отличаться от прежней программы.
По мнению Натальи Касперской, основной причиной пробуксовки программы является отсутствие финансирования. Она напоминала, что в 2018 г. на ее реализацию планировалось выделить 27,17 млрд рублей, но средств в бюджете не оказалось, поэтому эта сумма сократилась сначала до пяти, а затем и до трех миллиардов рублей. "Из них по направлению "Информационная безопасность" решено направить 363 млн рублей, но пока не выдано ни копейки", - посетовала Наталья Касперская, вспомнив ставшую крылатой фразу Дмитрия Медведева "денег нет, но вы держитесь".
Константин Носков парировал, что даже там, где финансирование по программе было выделено, видны проблемы, и посоветовал "закатать рукава и лучше работать".
Глава АНО "Центр компетенции по импортозамещению в сфере ИКТ", президент Фонда информационной демократии Илья Массух поддерживает позицию Константина Носкова. По его словам, программе "Цифровая экономика РФ" нужно придать динамики, добавить мероприятий для разных слоев экономики. "Сейчас программа "Цифровая экономика" имеет достаточно сильный крен в сторону государства. Во-первых, нужно делать мероприятия и направления, в которых обычный гражданин развивается с точки зрения "цифры" путем предоставления дополнительных сервисов. Во-вторых, нужно давать развиваться бизнесу", - считает Илья Массух.
Нацпроекты в области здоровья, образования, доступного жилья и т.д. дают возможность консолидации вокруг программы "Цифровая экономика" различных ведомств, полагает Илья Массух. "Задачи появляются не только у Минцифраза, но вовлекаются и другие ведомства, такие, как Минздрав, Минтранс, Минобразования и т.д. Тогда это превращается из задачи одного ведомства во всеобщую задачу госорганов. Соответственно, ее можно назвать национальной. Поэтому становится очевидным, что при вовлечении в программу различных ведомств, это увеличивает объем финансирования программы и шансы его получить", - говорит он.
Руководитель Экспертного центра электронного государства (ЭЦЭГ) Павел Хилов в беседе с корреспондентом ComNews отметил, что корректировка программы "Цифровая экономика" потребуется, так как "майский указ" Владимира Путина и предшествующее ему послание президента в марте 2018 года ставят более широкие цели, в достижении которых должна сыграть свою роль программа (или национальный проект) "Цифровая экономика". "В разделе указа, посвященном цифровой экономике, сказано о цифровом преобразовании практически всех отраслей экономики и социальной сферы (в том числе здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортная и энергетическая инфраструктура, финансовые услуги). Еще один важный момент указа - корректировка программы (до 1 октября) и ее дальнейшая реализация должна происходить с участием органов государственной власти регионов. В текущей версии программы роль регионов практически никак не выражена", - говорит Павел Хилов.
По мнению президента НП "Руссофт" Валентина Макарова, процесс формирования программы "Цифровая экономика" следует проектным подходам Agile, которые используются в проектах с неочевидными путями достижения результата. "Сначала это был широкий и сравнительно случайный набор участников среднего размера, затем инициативу захватили крупные корпорации, теперь в процесс включаются вузы и крупные потребители ИТ. Так постепенно произойдет формирование сбалансированного механизма "Цифровой экономики". Переход в формат национального проекта наверняка приведет к получению большего бюджета. При этом существует риск того, что весь Agile-подход может привести в никуда в случае такой же регулярной смены идеолога процесса цифровизации экономики. Назначение вице-премьера, ответственного за весь проект в целом, вроде бы дает гарантию преемственности всех стадий процесса и его направленность на достижение поставленной цели", - отметил Валентин Макаров.
В пресс-службе ПАО "Ростелеком" указали на то, что необходимость внесения изменений обусловлена повышением статуса документа до национального проекта (программы). Соответственно программа должна быть трансформирована под требования, стандарты, методологию нацпроекта. "Логичным является дополнение нацпроекта прикладными, понятными для граждан, бизнеса и государства направлениями, содержащими те самые конечные продукты и цели (вехи), о которых говорил министр. Например, ведется работа по интеграции в программу таких направлений, как транспорт, сельское хозяйство, умные города, госуправление и других секторов экономики", - отметили в пресс-службе "Ростелекома".
В "МегаФоне" считают, что повышение статуса программы "Цифровая экономика" - ожидаемый и логичный шаг. "План был утвержден правительством в результате обсуждения участников отрасли с привлечением бизнеса, отраслевых экспертов, органов государственной власти различного уровня и научного сообщества. Частичные изменения можно вносить в рамках существующих механизмов, однако мы надеемся, что в итоге не будет потерян вклад, внесенный бизнесом в формирование и работу над этой программой", - отметили в пресс-службе ПАО "МегаФон".
Леонид Коник, Денис Шишулин