О том, что 26 декабря будет запущен "Экспресс-АМ5", а остальные три аппарата будут выведены на орбиту в I квартале 2014 г., сообщил интернет-портал Digit.ru со ссылкой на представителя ФГУП "Космическая связь" (ГПКС).
Пресс-служба ГПКС отказалась подтвердить или опровергнуть достоверность этой информации. В пресс-службе Федерального космического агентства (Роскосмос) подтвердили, что запуск "АМ5" запланирован на 26 декабря. "График запуска спутников "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АТ1" и "АТ2" будет утвержден в конце октября", - уточнил представитель Роскосмоса в разговоре с репортером ComNews.
Источник в ракетно-космической отрасли рассказал ComNews, что в марте 2014 г. планируется запуск "Экспресса-АТ1" и "АТ2" (аппараты будут запущены одной ракетой), в апреле полетит "Экспресс-АМ6".
Изначально запуск четырех спутников был запланирован еще в прошлом году, но из-за производственных задержек со стороны ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева" (изготовитель этих аппаратов) был перенесен на 2013 г.: "Экспресс-АМ5" – на июнь, "Экспресс-АМ6" – на июль, а "Экспресс-АТ1" и "АТ2" должны были стартовать в IV квартале.
Однако из-за июльской аварии ракеты-носителя "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс-М" на борту запуск "АМ5", "АМ6", "АТ1" и "АТ2" был отложен на неопределенный срок.
Другой источник, знакомый с ситуацией, подчеркнул в беседе с ComNews, что все четыре спутника будут запущены ракетой-носителем "Протон -М" с разгонным блоком "Бриз-М", которые на днях благополучно вывели на орбиту спутник Astra 2Е.
С парой "Протон" - "Бриз-М" связано несколько последних аварий космических аппаратов, причем в большинстве инцидентов виноват был "Бриз-М". В декабре прошлого года из-за разгонного блока едва не погиб принадлежащий ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) спутник "Ямал-402", изготовленный французской компанией Thales Alenia Space. А до этого аварийные ситуации по вине "Бриза-М" возникали еще четыре раза из 66. Правда, после декабрьской аварии "Протон-М" с "Бризом-М" уже успели успешно доставить на орбиту канадский спутник связи Anik-G1. Чуть позже, в мае, той же связкой на орбиту был выведен принадлежащий французской Eutelsat КА W3D, а в июне - голландский SES-6, принадлежащий SES World Skies.
Спутники "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" уже застрахованы компанией "Ингосстрах": "АМ5" - на 7 млрд руб., "АМ6" – на 5,5 млрд руб., напоминает в беседе с ComNews представитель "Ингосстраха". Конкурс на размещение заказа на страхование рисков спутников "АТ1" и "АТ2" ГПКС еще не проводился, добавил он.
"Ингосстрах" уже не раз страховал космические аппараты серии "Экспресс". В 2009 г. страховщик выплатил "Космической связи" 1,071 млрд руб. за частичную гибель спутника "Экспресс-АМ2" вследствие аномалии в работе поворотного устройства солнечных батарей. В 2000 г. "Ингосстрах" возместил ущерб в размере $12,5 млн в связи с гибелью КА "Экспресс-А1" из-за аварии РН "Протон". В 2006 г. страховая компания осуществила выплату более $1,5 млн по причине выхода из строя двигателей коррекции на аппарате "Экспресс-А1Р". В конце августа 2011 г. в результате выведения на нерасчетную орбиту был утрачен спутник "Экспресс-АМ4", застрахованный "Ингосстрахом" на 7,5 млрд руб. Однако на плечи самого "Ингосстраха" легла выплата лишь 225 млн руб. - то есть 3% всей суммы. Остальные 97% должны были выплатить компании, у которых "Ингосстрах" перестраховал риски. 18 января 2012 г. компания завершила урегулирование убытка по страховому случаю. Также в прошлом году "Ингосстрах" возместил 1,177 млрд руб. в связи с утратой "Экспресс-МД2", который не был выведен на орбиту.
Андрей Федосеев