Пятничный договор должен быть рассмотрен на совете директоров "Вымпелкома" 22 февраля, после чего к нему будут подписано несколько дополнительных соглашений. По словам собеседника "Ъ", знакомого с договоренностями сторон, ритейлер от имени "Вымпелкома" будет договариваться об аренде новых магазинов: арендатором станет оператор, с которым "Евросеть" заключит соглашение о субаренде. "В этом году "Евросеть" должна открыть 1 тыс. таких магазинов плюс еще столько же либо в 2012-м либо в 2012-2013 годах — в зависимости от потребности оператора",— поясняет источник "Ъ". Прибыль достанется "Евросети", а "Вымпелком" получит дополнительный канал продаж.
По оценке гендиректора РТК (управляет монобрендовыми салонами МТС — около 3,6 тыс., из которых 30% приходится на франчайзи) Сергея Румянцева, открытие одного салона обходится в 1,2-1,5 млн руб. в зависимости от формата, таким образом, "Вымпелком" в этом году инвестирует в открытие магазинов $40-50 млн. Соглашение заключено на десять лет, за это время management fee (вознаграждение за управленческие услуги) "Евросети" составит 6,3 млрд руб.
Президент "Евросети" Александр Малис не подтвердил и не опроверг эту информацию. Руководитель службы корпоративных коммуникаций "Вымпелкома" Елена Прохорова сообщила, что "есть предварительные договоренности с "Евросетью" о совместной работе по развитию монобрендовой сети".
"Евросеть" — крупнейший сотовый ритейлер в России (примерно 4010 мультибрендовых салонов). В прошлом году компания открыла два гипермаркета по продаже мультимедийной продукции, электроники и техники. Выручка за третий квартал 2010 года по МСФО — 16,907 млрд руб., EBITDA — 2,543 млрд руб., EBITDA margin — 15,04%, чистая прибыль — 1,877 млрд руб. Около 50,9% акций у инвестиционной компании ANN Александра Мамута, 49,9% — у "Вымпелкома" и менее 0,1% — у телеведущей Ксении Собчак.
24 ноября 2008 года ФАС одобрила покупку "Вымпелкомом" "Евросети" при условии, что в течение трех лет ритейлер должен оставаться мультибрендовой сетью. Этот срок еще не истек, но обстоятельства заставляют "Вымпелком" плотнее использовать возможности "Евросети".
В начале весны прошлого года оператор впервые уступил "МегаФону" второе место по количеству обслуживаемых абонентов среди "большой тройки". По итогам декабря 2010 года, их абонентская база составляла 52,019 млн (50,886 млн в декабре 2009 года) и 56,607 млн (50,221 млн) соответственно. Сейчас у "Вымпелкома" 2,5 тыс. брендированных салонов (более 2 тыс. из них — франчайзинговые). В апреле прошлого года для управления ими "Вымпелком" пригласил бывшего коммерческого директора некогда одной из крупнейших сотовых сетей "Цифроград" Сергея Северова (см. "Ъ" от 30 августа 2010 года). Источник, близкий к "Вымпелкому", отмечает, что уже существующие магазины пока не планируется передавать в управление "Евросети", более того, "часть из них будет закрыта, так как расположена в неудачных местах".
По оценке топ-менеджера одного из сотовых ритейлеров, продажи sim-карт на один монобрендовый магазин в среднем составляют 270-300 штук в месяц (в мультибрендовом на 20% выше), таким образом, "Вымпелком" гарантирует себе только через этот канал более 300 тыс. реализованных контрактов. Господин Румянцев полагает, что действия "Вымпелкома" обусловлены тем, что оператор ожидал большего эффекта от покупки доли в "Евросети": "Так как мультибрендовая сеть заключает маркетинговые соглашения на продажу контрактов с несколькими операторами, то она должна выдерживать баланс, невольно ущемляя таким образом "Вымпелком". Сотовому оператору в первую очередь интересны новые подключения и качество абонентов, а прибыль в розничной компании, в которой он акционер, важна, но вторична. С этой точки зрения держать под управлением и монобренд, и мультибренд не очень целесообразно".
Гендиректор РТК добавляет, что, возможно, "Вымпелкому" придется дотировать новые магазины "Евросети", так как на текущем рынке фактически невозможно открыть такое количество точек в рентабельных местах, да и трафик в них ниже, чем в мультибренде, плюс часть клиентов "Евросети" отойдет монобренду "Билайна". Источник "Ъ", близкий к "Евросети", не исключает такого сценария, но при этом надеется, что благодаря управлению монобрендом оператора прибыль "Евросеть" вырастет на 10-20% "за счет увеличения продаж оборудования и контрактов". Гендиректор "МегаФон-Ритейл" (1,1 тыс. собственных салонов, 1,4 тыс.— франчайзи) Михаил Золотовицкий считает, что "Вымпелком" стремится повысить качество обслуживания абонентов, а у "Евросети" гораздо больший пользовательский опыт, чем у оператора: "Такое количество салонов "Вымпелкома" не совсем оптимально для рынка, 3,5 тыс. вместе с "Евросетью" для России вполне достаточно".
Инна Ерохина