Продюсерская компания "Нон-стоп продакшн" Александра Роднянского и Сергея Мелькумова вернула государственному Фонду кино 25 млн руб., выделенных на экранизацию книги Николая Кононова "Код Дурова", подтвердили "Ъ" сам продюсер и представитель фонда. Еще в декабре 2014 года Фонд кино подавал к компании иск о взыскании задолженности на эту сумму и процентов за пользование чужими средствами на 372 тыс. руб., но в марте иск был отозван, следует из картотеки суда. Это стандартная процедура, договоренность о возврате средств достигнута, поясняют в фонде.
"Нон-стоп продакшн" получила средства Фонда кино на съемки "Кода Дурова" в августе 2013 года на возвратной основе. В ходе питчинга проекта продюсеры говорили о предполагаемом бюджете 100 млн руб. и ожидаемых кассовых сборах 250 млн руб. Главным героем должна была стать "молодая и красивая женщина", которой заказывают исследование о "ВКонтакте", оказывающееся сбором компромата. Главные роли предполагалось доверить малоизвестным актерам, а режиссером фильма должен был стать Федор Бондарчук.
Федор Бондарчук сообщил "Ъ", что уже не работает над "Кодом Дурова". "У меня другой проект",— уточнил он.
Впрочем, съемки фильма не отменены, подчеркивает Александр Роднянский. По его словам, производство может начаться уже в этом году на собственные средства продюсеров. В общей сложности в работе одновременно находятся несколько десятков картин. "Насколько мне известно, идет работа над сценарием",— уточнил автор книги Николай Кононов.
О планах снять "Код Дурова" было объявлено вскоре после успеха голливудского фильма на похожую тему — о социальной сети Facebook. Осенью 2010 года в прокат вышел фильм Дэвида Финчера "Социальная сеть", сценарий для которого был написан по книге Бена Мезрича. Мировой бокс-офис ленты превысил $220 млн при бюджете $50 млн, в России картина собрала около $4,5 млн.
В переносе сроков нет ничего удивительного, считает владелец продюсерской компании "Профит" Игорь Толстунов. "Мы сами вернули деньги по двум проектам, кризис спутал всем карты. Проектам сейчас требуется серьезная переработка, чтобы соответствовать экономической ситуации",— поясняет он. Случаи, когда продюсеры получают субсидию и потом возвращают ее, не редкость, согласен заместитель председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов. В самом Фонде кино не раскрывают, кто из продюсеров возвращал деньги за неснятые фильмы, ссылаясь на коммерческую тайну, но подтверждают, что таких случаев "достаточно много".
Фонд кино финансирует съемки российских фильмов с 2010 года, впервые обращаться в суд с требованием возврата денег за незаконченную картину фонду пришлось в 2012 году. Тогда был подан иск к компании "Еврофильм", не сумевшей вовремя закончить съемки картины "Охота на крокодила". Инвестиции Фонда кино в производство составили 30 млн руб., за пользование денежными средствами предполагалось взыскать еще 4 млн. "Еврофильм" подал встречный иск на сумму 120 млн руб. для производства "социально значимого фильма патриотической направленности". Суд апелляционной инстанции отказал обеим сторонам в удовлетворении исков. Но уже в ноябре 2012 года Фонду кино удалось взыскать около 30 млн руб. с ООО "Кинопром", не завершившего в оговоренный срок производство фильма "Про любовь и войну".
Возможно, в возврате денег и переносе съемок есть и политический момент, связанный с отъездом основателя "ВКонтакте" Павла Дурова из России, не исключает аналитик Kinodata.pro Сергей Лавров.
Елизавета Макарова