В рейтинге стран-распространителей спама произошли серьезные изменения: если в прошлом месяце Соединенные Штаты оказались на втором месте, уступив первенство Индии, то теперь лидером внезапно стала Россия (11,3%). При этом США даже не вошли в первую десятку, заняв лишь 18-ю строчку (1,6%). Помимо нашей страны, на вершине рейтинга оказались Индия (8,5%), Украина (5,6%), Великобритания (4,7%) и Бразилия (4,5%).
В списке наиболее популярных у спамеров тематик на первое место вновь попала реклама медицинских препаратов и услуг (23,8%). На втором месте осталась тема "Образование" (18,9%), а предложения с репликами элитных товаров оказались на третьей строчке (13,8%). Закрывает пятерку реклама спамерских услуг (7,2%) и азартных игр (4,2%). Также в октябре наблюдалось множество рассылок, эксплуатировавших тему Хэллоуина.
Среди наиболее часто атакуемых фишерами организаций вновь лидирует PayPal - на эту платежную систему приходится почти две трети всех атак (61,3%). Кроме того, киберпреступники проявили повышенный интерес к социальной сети Facebook (8,4%), которая потеснила со второго места аукцион eBay (4,5%). Также в пятерку наиболее атакуемых сайтов вошли порталы банка HSBC (4,3%) и компании Blizzard Entertainment, производителя онлайн-игры World of Warcraft (3,5%).
Из характерных особенностей месяца стоит упомянуть активное вмешательство в работу зомби-сетей и партнерских программ со стороны правоохранительных органов. После закрытия партнерской программы для спамеров SpamIt, занимавшейся рассылкой фармацевтической рекламы, рассылки с рекламой онлайн-казино и порносайтов вновь отвоевали себе место под солнцем. Это не очень хорошая новость, ведь на сайтах с эротическим содержанием часто скрываются вредоносные программы, которые незаметно загружаются на компьютер пользователя, пока тот занят разглядыванием пикантных картинок и роликов.
В такой нестабильной ситуации трудно давать прогнозы. Тем не менее, уже сейчас можно предположить, что спамеры, отказавшиеся от рассылки
фармацевтического и вредоносного спама, обратятся к сезонным рождественским партнерским программам. Также будет расти количество рекламы азартных игр и порносайтов.