На сайте Центрального НИИ связи (отвечает за ведение базы данных переносимых номеров) опубликован первый список перенесенных номеров. Документ включает в себя данные с 1 декабря 2013 г. по 13 января 2014 г.
За полтора месяца работы услуги MNP операторы перенесли 2598 номеров. Больше всего абонентов выбрали "МегаФон" — 1104, следует из реестра номеров. Следом расположились МТС (810 абонентов), "ВымпелКом" (504), Tele2 (144), "Ростелеком" и его "дочки" (21), "Таттелеком" (14) и СМАРТС (1). Данных по оттоку в реестре нет. Реестр будет обновляться еженедельно, говорит представитель Россвязи (ЦНИИС — его подведомственная структура) Владимир Калинин. Он отмечает, что число переключений после новогодних каникул быстро растет (перенесено уже 5495 номеров). Поэтому картина будет меняться ближе к концу I квартала, когда истекает тестовый период запуска MNP.
Распределение рыночных долей среди операторов сейчас выглядит по-другому: "Мегафон" — на втором месте, а лидером по количеству абонентов в России традиционно является МТС. По итогам III квартала 2013 г. на МТС приходилось 30% рынка, на "Мегафон" — 28%, на "Вымпелком" — 24%, на Tele2 — 10%. Еще 8% делят между собой региональные игроки.
Представители МТС, "Вымпелкома" и Tele2 называют данные, приведенные в реестре, "преждевременными". Их можно сравнить с результатами exit poll через час после начала выборов — они нерелевантны и пригодны только для спекуляции, потому что не отражают реальной картины, но позволяют манипулировать настроениями абонентов, возмущается представитель МТС Дмитрий Солодовников. Он говорит, что таблица не отражает оттока — как в рамках MNP, так и обычного оттока (когда абонент просто выбрасывает sim-карту и подключается к другому оператору) — и не дает представления о новых контрактах абонентов, а это десятки миллионов подключений ежеквартально. МТС чувствует себя уверенно, рассказывает Солодовников, у компании самые низкие на рынке тарифы (средняя стоимость минуты разговора — 0,95 руб. по итогам III квартала) и самая высокая лояльность абонентов (при самой большой абонентской базе у компании самый низкий отток среди большой тройки — 9,1%).
Многие участники рынка, включая платежных агентов, были не готовы к переносу номеров, поэтому "Вымпелком" ориентировал своих абонентов на то, чтобы они приходили с заявлениями на перенос только после середины января, вторит коллеге пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева. По ее словам, один из операторов попросил компанию начать обработку заявлений на переход абонентов в сеть "Вымпелкома" с 15 января. И только за 15 января в сеть перешло более тысячи абонентов.
В Tele2 тоже за 15 января пришло более 900 абонентов, поскольку в январе компания заново вносила в базу данных заявки, которые по техническим причинам не могли быть обработаны донорами ранее и успели устареть, говорит представитель этого оператора Константин Прокшин. "Ростелеком" и его дочерние операторы начали принимать на обслуживание абонентов с сохранением номера из других сетей в середине декабря, но пока делается это в так называемом "ручном режиме", говорит представитель оператора Валерий Костарев. Еще не закончено внедрение решения по полной автоматизации процесса MNP, объясняет Костарев: эти работы, по его словам, должны быть завершены в конце февраля, после чего оператор будет готов принимать абонентов в короткие сроки, а значит, и цифра переходов вырастет.
Представитель "Мегафона" Юлия Дорохина называет результаты, опубликованные ЦНИИС, приятными для оператора. Но "процедура переноса работает крайне нестабильно", жалуется она.
Елизавета Серьгина