MegaLabs создана на основе стопроцентной "дочки" "МегаФона" ЗАО "Интон", рассказал "Ъ" гендиректор "МегаФона" Сергей Солдатенков. Гендиректором MegaLabs назначен Михаил Дубин, первый заместитель гендиректора "МегаФона". MegaLabs станет центром разработки дополнительных сервисов, в том числе новых для рынка. Среди приоритетных областей — контент и медиа, мобильная коммерция, мобильная реклама, облачные решения, e-government и другие, смежные с операторским бизнесом. Кроме того, на MegaLabs будут переведены все отношения с партнерами-разработчиками сервисов и услуг, например с контент-провайдерами. Инвестиции в новую компанию в "МегаФоне" не раскрывают.
В качестве примера в "МегаФоне" называют "дочку" испанского оператора Telefonica, Telefonica Digital, созданную в сентябре. Среди ее задач — исследование и развитие цифровых услуг, таких как облачные вычисления, мобильная реклама, M2M (machine to machine) и электронное здравоохранение, создание глобальных партнерств. ""МегаФон" сегодня — достаточно большая компания, все новое должно проходить определенные процедуры,— поясняет Сергей Солдатенков.— В дочерней компании мы хотим упростить процедуру принятия решений, скорость выхода услуги на рынок крайне важна".
По оценке ACM-Consulting, по итогам третьего квартала на дополнительные услуги пришлось 23,1% выручки сотовых операторов в России, или 46,48 млрд руб. Лидером с долей 40% был "ВымпелКом", тогда как по количеству абонентов и размеру выручки от мобильного бизнеса оператор занимает лишь третье место в России. На долю "МегаФона" приходилось 37% VAS-рынка, а крупнейшего российского сотового оператора по абонентам и выручке МТС — 18%.
Партнер ACM-Consulting Оксана Панкратова отмечает, что наиболее быстрорастущими сегментами VAS-рынка сейчас являются передача данных, мобильная коммерция и мобильное ТВ. "Ежегодно доля дополнительных услуг в выручке операторов увеличивается на 1-2 п. п., что довольно хороший показатель. Например, в Западной Европе уже несколько лет она остается практически неизменной — на уровне около 30%",— говорит госпожа Панкратова. По ее прогнозу, существенные изменения на рынке VAS могут произойти после массового запуска сетей 4G.
"В "Вымпелкоме" в рамках маркетинговой структуры существует дирекция по продуктам, в чьей зоне ответственности находится разработка новых сервисов,— говорит пресс-секретарь этой компании Анна Айбашева.— Такая модель дает возможность более эффективного взаимодействия и реализации стратегии компании".
МТС создала отдельную дочернюю структуру на базе мультимедийного проекта Omlet.ru, напоминает пресс-секретарь оператора Валерия Кузьменко. "Основными направлениями бизнеса являются агрегация контента, реклама, платформенные решения, CDN (content delivery network), что требует оперативного управления и принятия решений по направлению инвестиций и могло быть затруднено в рамках процедур МТС как публичной компании",— поясняет она. В то же время другие дополнительные сервисы в МТС считают более целесообразным развивать в рамках подразделений компании.
Анна Балашова