Стратегия объединенного "Ростелекома" в период 2011-2015 годов рассматривалась в минувшую пятницу на правительственной комиссии по транспорту и связи под председательством вице-премьера Сергея Иванова. По словам собеседников "Ъ", ознакомившихся с презентацией, выручка оператора должна увеличиться с 291 млрд руб. в 2010 году до 431 млрд руб. в 2015-м, что будет означать рост доли на российском рынке связи с 21 до 26%.
Предполагается, что львиную долю выручки будут генерить услуги корпоративным клиентам и госструктурам: на них через четыре года придется 112 млрд руб. против 70 млрд руб. в 2010 году. Доходы от фиксированной связи для физических лиц снизятся до 87 млрд руб. с 93 млрд руб., зато выручка от платного ТВ должна вырасти в 20 раз, до 20 млрд руб., от беспроводного широкополосного доступа в интернет (БШПД) — более чем в пять раз, до 22 млрд руб. Мобильная голосовая связь предполагает рост выручки до 65 млрд руб. в 2015 году против 40 млрд руб. в 2010-м.
Объем инвестиций в зависимости от варианта развития мобильного бизнеса может достичь 362 млрд руб., рассказывают источники "Ъ" со ссылкой на презентацию. Из них на развитие сети мобильной связи и БШПД может быть направлено 73-90 млрд руб. в зависимости от отсутствия или наличия частот 4G, на магистральную сеть передачи данных — 41 млрд руб. Для сравнения: за 2006-2009 годы "Ростелеком" инвестировал в развитие 25,823 млрд руб., в 2010-м — около 12 млрд руб.
ОАО "Ростелеком" — универсальный оператор, оказывающий услуги фиксированной (на начало года было 29,2 млн абонентов) и мобильной (с учетом "Скайлинка" — 13,3 млн) связи, ШПД (6,5 млн), платного ТВ (5,5 млн) и др. Выручка в 2010 году — 291 млрд руб., чистая прибыль — 40,8 млрд руб., чистый долг — 119,8 млрд руб. Госкомпании "Связьинвест" принадлежит 43,4% "Ростелекома", Агентству по страхованию вкладов — 7,4%, ВЭБу — 2,4%.
"Ростелеком" решил занять лидирующие позиции на всех рынках (см. таблицу), кроме мобильной голосовой связи, так как возможности на рынке уже упущены. На московском рынке оператор планирует использовать лицензии "Скайлинка": к 2015 году он собирается обслуживать в столице 1,953 млн мобильных абонентов, число абонентов БШПД должно вырасти до 921 тыс. с 186 тыс. Наращивать количество абонентов на рынке проводного ШПД и платного ТВ компания планирует на базе "Национальных телекоммуникаций", купленных в начале года. Кроме того, "Ростелеком" намерен перевести на себя абонентов "Центрального телеграфа" (51% принадлежит "Связьинвесту"): это в целом даст 830 тыс. абонентов проводного ШПД против нынешних 152 тыс., в платном ТВ — 3,6 млн абонентов против 2,9 млн.
Аналитик "Уралсиба" Константин Чернышев называет планы "Ростелекома" слишком амбициозными. "В части фиксированного сегмента возможности для усиления позиций есть, с мобильной составляющей гораздо сложнее, так как на базе одного "Скайлинка" стать лидером невозможно. Кроме того, оператор переоценивает объем выручки, которую можно получить от услуг платного ТВ — сейчас это скорее дополнительная опция для удержания абонентов",— говорит он. По мнению господина Чернышова, маржа OIBDA, возможно, не только не вырастет до 38%, как предполагает стратегия, но сократится до 35-36%, так как в целом затраты растут быстрее, чем доходы.
Исполнительный директор Ассоциации по защите прав инвесторов, представляющей интересы миноритариев "Ростелекома", Денис Куликов, отмечает, что стратегия не была презентована всем акционерам. "Объем инвестиций существенный, хотелось бы понимать срок их окупаемости",— насторожен он.
Правительственная комиссия в пятницу одобрила объединение "Ростелекома" и владеющего им "Связьинвеста", но окончательный сценарий рассмотрит позднее. "Связьинвесту" в ближайшее время будут принадлежать госпакеты в "Ингушэлектростали", "Башинформсвязи", ММТС-9, "Центральном телеграфе" и "Чукоткасвязьинформе". Пресс-секретарь главы Минкомсвязи Елена Лашкина уточнила, что ведомство должно доложить о ходе реорганизации "Связьинвеста" во второй половине 2011 года.
Инна Ерохина