Как рассказал "Ъ" гендиректор "Сервис-Телекома", сейчас компания владеет более 200 башнями для размещения оборудования сотовой связи в Московском регионе. В этом году портфель планируется увеличить до 1 тыс. объектов в Центральном и Северо-Западном округах, а в ближайшие три года — до 5 тыс. по всей стране. Инвестиционная программа финансируется за счет кредита Газпромбанка и денежных средств акционеров, сообщил господин Бердин, не называя точных цифр. "Мы выстраиваем стратегию органического развития через партнерства с крупными инфраструктурными компаниями, например автодорожными, в рамках строительства их придорожной инфраструктуры. Также изучаем возможность покупки существующей инфраструктуры, обсуждаем альянсы с другими игроками",— добавляет он.
По данным Kartoteka.ru, ООО "Сервис-Телеком" создано в феврале 2015 года. Акционеры компании: ООО "Сити Капитал" (42,5%), "Игнатсон Инвест Лтд." (35%), Дмитрий Макаров (15%) и Николай Бердин (7,5%). Господин Бердин называет основными владельцами компании инвестфонды — российский "Сити Капитал" и шведский Ruric A.B.
До сих пор Ruric был известен в первую очередь на рынке недвижимости. Председатель совета директоров фонда Илья Соснов, гендиректор "Русской аквакультуры", основными владельцами которой являются зять Геннадия Тимченко Глеб Франк (37,13%) и брат губернатора Московской области Андрея Воробьева Максим Воробьев (31,5%). Господин Соснов через представителя "Русской аквакультуры" подтвердил, что Ruric — один из акционеров "Сервис-Телекома". До господина Соснова совет фонда возглавлял Вадим Гуринов — давний партнер господина Тимченко и бывший глава "Стройтрансгаза".
Один из участников рынка башенной инфраструктуры ранее оценивал стоимость строительства одной вышки в 2-7 млн руб., то есть на долгосрочный план "Сервис-Телекому" нужны 10-35 млрд руб. "В России действует ориентировочно 115 тыс. базовых станций сотовых операторов, из которых лишь около 45-50 тыс. размещены на специализированной башенной инфраструктуре. Более половины базовых станций размещены на крышах жилых и нежилых зданий, других неспециализированных высотных сооружениях. Из-за необходимости взаимодействия с каждым отдельным собственником для установки оборудования и доступа к этим объектам их администрирование довольно неэффективно",— объясняет господин Бердин. По его мнению, в России рынок только формируется, и в перспективе останется несколько игроков, в портфеле которых будет от 10 тыс. объектов.
Участники рынка называют основными владельцами башенной инфраструктуры в России сотовых операторов, но есть и независимые игроки, крупнейшие из которых "Русские башни" и "Вертикаль". Как оценивали в "Русских башнях", сотовой "большой четверке" принадлежит более 70% наземных антенно-мачтовых сооружений (АМС), а башенным операторам — около 6%. До недавнего времени "большая четверка" не участвовала в бизнесе по предоставлению мест на АМС, за исключением "бартерного" обмена друг с другом, но в конце апреля МТС объявила, что готова сдавать в аренду сторонним компаниям более 5,5 тыс. объектов башенной инфраструктуры (всего у оператора около 15 тыс. объектов). Конкуренты МТС тоже планируют заработать на своих вышках, но по-другому: "МегаФон", "Вымпелком" и "Т2 РТК Холдинг" рассматривают возможность продажи своих башен независимому игроку с условием, что впоследствии он будет сдавать инфраструктуру оператору. "МегаФон" выделил около 14 тыс. башен в Первую башенную компанию, "Вымпелком" — более 10 тыс. в Национальную башенную компанию.
У "Русских башен" по итогам 2015 года было 1,7 тыс. объектов, в этом году компания планирует увеличить количество на 1 тыс. башен только за счет органического роста (но компания рассматривает и возможность приобретения инфраструктуры у операторов). "Я сторонник того, чтобы появлялись новые игроки,— рассуждает глава "Русских башен" Александр Чуб.— Но "Сервис-Телеком" находится в самом начале пути. Я буду удивлен, если им удастся построить 1 тыс. башен за год, нельзя перепрыгнуть некоторые стадии развития". Он напоминает, что у "Русских башен" ушло семь лет на то, чтобы построить существующую инфраструктуру в 50 регионах, при этом компания могла пользоваться опытом своих акционеров.
Анна Балашова, Анатолий Костырев