Об этом сообщил репортеру ComNews генеральный директор "Стэк.Ком" Олег Куц. "Таким образом, "Стэк.Ком" были выделены полосы радиочастот в Ku-диапазоне для оснащения спутниковыми системами связи стандарта VSAT судов", - пояснил Олег Куц. Пресс-служба оператора уверяет, что они первые и единственные в России пока что получили подобное разрешение от регулятора.
"Для компании это открывает большие перспективы развития бизнеса в новом интересном сегменте рынка. Теперь отечественные судовладельцы имеют возможность оснастить флот современными системами связи, которые позволяют существенно расширить спектр доступных сервисов на борту и повысить эффективность эксплуатации систем связи в целом", - рассказывает о новых возможностях для компании Олег Куц. По его словам, ключевым преимуществом VSAT-систем перед системами связи L-диапазона является то, что они могут обеспечить связь - в 100 раз дешевле и в 10 раз быстрее.
По данным международного аналитического агентства Comsys, потребность в специализированных спутниковых технологиях для организации связи на море устойчиво растет - в течение последних 10 лет спрос на спутниковые морские системы удвоился. Comsys утверждает, что сегодня более 10 тыс. судов применяют технологию Морского VSAT, а через пять лет их количество вырастет более чем в два раза, а объем всего рынка превысит $2 млрд.
Разрешение ГКРЧ, позволяющее предоставлять услуги на движущихся объектах, есть у еще одного спутникового оператора - "РуСат". Эта компания и поставщик систем развлечений и связи в полете Panasonic Avionics Corporation еще в феврале 2011 г. заключили соглашение, по которому оператор предоставил широкополосный канал для оказания телекоммуникационных услуг на борту самолетов. На арендованной полосе частот в Ku-диапазоне на спутнике "Ямал-201" Panasonic Avionics организует систему предоставления услуг связи во время полета над территорией РФ.
"Я не считаю, что рост услуги по организации связи на движущихся объектах сдерживается отсутствием четкой нормативно-правовой базы - теоретически, любой оператор может начать работу в этом сегменте, оформив надлежащим образом всю разрешительную документацию. Специфика заключается в том, что сама система для предоставления услуг подвижной связи технически очень сложная, и к ней предъявляются серьезные требования с точки зрения исключения помех другим радиосредствам, ведь объект, на котором она установлена, находится в движении и перемещается по большим территориям, работа идет с разными углами места", - говорит генеральный директор ООО "РуСат" Сергей Алымов.
"Использование радиоэлектронных средств (РЭС) на транспорте ничем не отличается по процедуре и нормативно-правовым актам от использования других РЭС", - краток департамент информации и общественных связей Минкомсвязи.
"Разрешения, выдаваемые ГКРЧ для работы на движущихся объектах, получить вполне реально, но для этого оператору требуется постоянное общение с регулятором и убеждение его в своей компетентности", - говорит Сергей Алымов. Так для проекта с Panasonic Avionics "РуСат" получил разрешение сроком на 10 лет на выделение полосы частот в Ku-диапазоне на спутнике "Ямал-201".
"Разрешение ГКРЧ представляет собой общее правило на работу с конкретным спутником в достаточно широком диапазоне частот для решения определенных задач, действующее в течение 10 лет с момента принятия. Следующим шагом является получение оператором разрешения на использование уже конкретной частоты с четкими параметрами. Как только такое разрешение получено, работа с сервисом должна начаться в течение года", - поясняет Сергей Алымов.
Впервые услуги связи на борту самолета были предоставлены компанией Connexion by Boeing в 2004 г. Партнерами проекта стали крупнейшие авиаперевозчики, однако в 2006 г. проект был закрыт из-за недостаточного спроса.
ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА, МАРИЯ ПЕТРОВА