По данным компании GFK, за первое полугодие 2015 года продажи бытовой техники в физическом выражении упали более чем на треть, что стало ожидаемым результатом от экономических и политических потрясений, а также сильной девальвации рубля. В течение 2015 года закрылись сети магазинов "Телемакс" и "Киберри", "Белый ветер цифровой" сейчас находится в стадии банкротства. А остальные участники рынка стали срочно пересматривать свой ассортимент.
Так, "Эльдорадо" с начала года начал активно открывать универмаги, в которых кроме привычной бытовой техники и электроники представлен широкий ассортимент непродовольственных товаров: инструменты, кухонные принадлежности и даже детские игрушки. Доля выручки от непрофильных товаров в 2015 году может составить 4%, а к 2016 году и вовсе вырасти до 7%. По такому же пути пошел "Юлмарт", начинавший как кибермаркет электроники и бытовой техники, а сегодня ретейлер продает практически все, включая подгузники, авиабилеты, парфюмерию и зоотовары. Решила пересмотреть свою стратегию и "Техносила", объединившаяся в 2014 году с петербургской сетью "Техношок".
Как рассказал "ДП" и.о. коммерческого директора сети "Техносила" Сергей Зернов, у компании уже есть опыт работы с непрофильными товарами с 2012 года, но это направление не было для компании приоритетным. "Сейчас стратегия в корне поменялась. Теперь это наш профильный, пусть пока и не привычный для наших клиентов товар. Рестарт начали совсем недавно, весной 2015 года, и он продолжается до сих пор", — говорит Сергей Зернов.
Первыми из новых товарных групп на сайте интернет-магазина "Техносилы" появились детские товары (коляски, автокресла, детская мебель), затем к ним добавили спорттовары и товары для дачи и ремонта. В июле стартовали продажи мебели, в августе появятся новые категории: "игрушки" и "товары для дома" (хозтовары, текстиль, системы хранения).
В компании отмечают, что сейчас идет наладка проекта, новые товарные направления активно наполняются. Всего по новым направлениям уже заведено более 6 тыс. наименований, а план до конца года — 20 тыс. наименований. Продажи по новым категориям от месяца к месяцу растут в 1,5-2 раза. Доля продаж новых категорий по данным на июль составила 4% от общей выручки. До конца года "Техносила" планирует увеличить ее до 7-8%, а в долгосрочной перспективе до 30%. Что касается офлайновых магазинов, то "Техносила" намерена их "переформатировать под новые реалии рынка", однако пока деталей не раскрывает.
Олег Пчельников, коммерческий директор компании "Юлмарт", говорит, что выход за рамки кибермаркета электроники полностью себя оправдал. "На сегодняшний день ассортимент компании Юлмарт насчитывает более 120 тыс. наименований. Новые товары формируют около 13% выручки компании. В ближайших планах компании максимально расширить ассортиментное предложение в таких категориях, как одежда и обувь, фармацевтика, ювелирные изделия и детское питание. Также мы будем активно развивать направления Digital, строительные товары и автозапчасти. К 2018 году Юлмарт преодолеет отметку в 1 млн наименований", — оптимистичен Сергей Пчельников.
Планирует расширять непрофильные категории и петербургская компания "220 Вольт", специализирующаяся на электроинструментах. Сейчас доля профильных товаров составляет около 49% ассортимента. Остальные 51% приходятся на автотовары, бытовую и кухонную технику, товары для спорта, отдыха и туризма, сантехнику, климатическую технику, свет, электроустановочные изделия и т.д.
"Мы активно заводим новые товарные категории и расширяем старые. Каждый месяц на сайт добавляется 3-6 тыс. новых позиций. У нас нет определенной цели по соотношению профильных и непрофильных категорий, при выборе товаров для заведения мы ориентируемся на текущий спрос", — сообщила представитель компании Мария Комендантова. Так, недавно на сайте "220 Вольт" появился раздел оптики с телескопами, микроскопами и зрительными трубами, раздел детских велосипедов и велозапчастей, а также бильярдные столы и аксессуары для них. При этом техника для стройки, ремонта и дачи по-прежнему остается основной категорией компании.
Эксперты отмечают, что сегодня специализация интернет-продавца уходит на второй план. Более важным становится то, кто предложит лучшую цену, лучший сервис, лучшие сроки и географию доставки.
Амера Карлос