По предварительным данным «ТМТ Консалтинг», объем рынка телекоммуникаций в 2016 году достиг 1597 млрд руб. Темпы роста доходов составили 0,6%, что ниже динамики предыдущего года (0,8%).
Рост замедлился в связи со снижением динамики таких значимых сегментов рынка, как интернет-доступ и платное ТВ. Кроме того, межоператорский сегмент вернулся к отрицательной динамике после роста в 2015 года, вызванного изменением курса иностранной валюты при расчетах за ряд услуг, оказываемых на международных направлениях.
Выручка от услуг мобильной связи, традиционного драйвера рынка, формирующего свыше половины доходов отрасли, второй год подряд демонстрирует отрицательную динамику. При этом есть некоторые признаки улучшения ситуации: если в 2015 году доходы снизились на 0,7%, то в 2016 году – на 0,3%. В то же время продолжился рост абонентской базы – по предварительным данным «ТМТ Консалтинг» число пользователей увеличилось на 2,9% до 259 млн. При этом все крупные операторы демонстрируют снижение ARPU.
Операторы компенсировали снижение доходов ростом продаж устройств. Как следствие, совокупные доходы на мобильном рынке (сервисная выручка и продажа устройств) выросли за 2016 год на 1,6% - больше, чем в 2015 году (0,5%).
В сегменте широкополосного доступа в интернет при проникновении 56% на конец 2016 года рынок насыщен не только в крупных, но и в большинстве средних городов. Как следствие, за год число частных пользователей выросло лишь на 4%, практически на столько же увеличились доходы. Остававшийся стабильным на протяжении нескольких лет ARPU в 2016 году продемонстрировал снижение. Этому способствовала эволюция конвергентных предложений. От пакетирования услуг фиксированной связи (интернет+ТВ и интернет+ТВ+телефония) операторы переходят к конвергенции фиксированных и мобильных услуг. Обеспечивая операторам рост доходности от одного абонента и повышая его лояльность, пакеты услуг позволяют абоненту фактически меньше платить за каждую из составляющих пакета, чем если бы он приобретал их по отдельности.
В целом в 2016 году операторы перешли от тактики привлечения новых абонентов за счет краткосрочных акций к работе на удержание абонента. При этом более выгодные, чем у конкурентов финансовые условия предлагаются отдельными операторами на постоянной основе, что усиливает ценовую конкуренцию на рынке.
Рост подписчиков платного ТВ в 2016 году замедлился: за год абонентская база выросла более чем на 3% до 41 млн, проникновение услуги достигло 72%. В то же время на росте выручки продолжало сказываться повышение тарифов, происходившее в течение 2015 года – денежный объем рынка вырос за год почти на 11% и превысил 74 млрд руб. Вследствие роста цен на услугу средний счет на одного абонента (ARPU) вырос за год в среднем по рынку на 6,3% со 145 руб. до 154 руб.
Как и в предыдущие периоды, в 2016 году продолжилось падение доходов во всех подсегментах фиксированной телефонной связи, что связано с миграцией голосового трафика в мобильные сети и ОТТ-сервисы. За год от услуг телефонной связи отказались почти 1,7 млн абонентов. Хотя на смену традиционной телефонии приходят новые сервисы, в обозримом будущем эта услуга продолжит существовать: по прогнозам «ТМТ Консалтинг», ее проникновение снизится с текущих 42% до 33% в 2021 году.
В последующие 5 лет «ТМТ Консалтинг» прогнозирует стабильный, хотя и невысокий, рост российского рынка телекоммуникаций. Среднегодовая динамика в 2016-2021 гг. (CAGR) составит 0,4%. С одной стороны, продолжится снижение роста услуг фиксированной связи. С другой стороны, можно ожидать, что в среднесрочной перспективе мобильным операторам удастся вернуть сервисную выручку к положительной динамике. Тем не менее, в условиях конкуренции между четырьмя крупными игроками, возможности роста доходов серьезно ограничены.
С учетом этого операторы эволюционируют из провайдеров услуг связи в поставщиков комплексных ИКТ услуг, включающих системную интеграцию, услуги дата-центров и облачные и другие сервисы. В условиях низкой динамики рынка можно ожидать нового витка приобретений, в том числе крупных телекоммуникационных компаний, а также развития процесса слияний с поставщиками ОТТ и ИТ сервисов.