Как выяснили эксперты компании, злоумышленников чаще всего выдают реквизиты счета, на который они просят перевести деньги. Мошенники не ленятся выдумать новые жалостливые истории, создавать специальные сайты или использовать реальные случаи и фотографии для описания попавшего в беду человека или животного, но очень часто во всех своих махинациях они используют один и тот же счет. Поэтому прежде чем переводить деньги, стоит проверить указанные в сообщении или на сайте реквизиты. Для этого нужно просто вбить их в строку поиска в браузере – в Интернете уже немало форумов и сообществ, на которых опубликованы списки мошеннических счетов.
Если в благотворительной кампании используется какая-либо фотография, то имеет смысл проверить и ее тоже. В ходе эксперимента специалисты «Лаборатории Касперского» выяснили, что в Сети уже не первый год «гуляют» одни и те же снимки, которые почему-то особенно полюбили мошенники. Часто это оказываются фотографии собак или щенков, которых «злые хозяева» хотят усыпить или утопить. Более того, чтобы спасти животное, пользователю даже не придется тратить деньги – в подписи к фотографии указан телефон, по которому нужно позвонить, если читающий хочет забрать бедного питомца к себе. А на самом деле этот номер оказывается платным, и во время звонка на него с мобильного счета пользователя снимаются деньги. И это еще одна уловка мошенников.
«Злоумышленники выбрали хорошо работающую схему: в социальных сетях сообщения с просьбами о помощи распространяются очень быстро. Люди жертвуют сами и привлекают к кампании своих подписчиков. Кто-то, не имея возможности помочь деньгами, активно просит репостить информацию. Разумеется, все друг другу доверяют и указанные в сообщениях данные не проверяют, – рассказывает Надежда Демидова, старший контент-аналитик «Лаборатории Касперского». – Поэтому мы всем советуем проверять информацию о сборе средств, прежде чем делиться ей в соцсетях. Не стоит становиться невольным соучастником мошенничества и причинять вред как своим друзьям, так и тем, кто действительно нуждается в помощи».
«Мошенники в социальных сетях рассчитывают на мгновенную реакцию пользователя, который сделает репост – и не будет уточнять детали. Деятельность хорошего фонда прозрачна: он публикует отчеты и новости на сайте, его представители всегда готовы ответить на вопросы, а перед тем как открыть сбор средств, специалисты проводят тщательную экспертизу и выясняют, какой способ помощи будет максимально эффективным. Если вы действительно хотите помочь, выберите проект проверенного благотворительного фонда. Например, на Добре Mail.Ru все фонды проходят проверку репутации и документов, а по завершении каждого проекта публикуют финансовый отчет. В результате все собранные средства идут на решение сложных социальных проблем и помощь адресатам», – поясняет руководитель проекта Добро Mail.Ru Александра Бабкина.
В случае обнаружения мошенничества в сборе денег на благотворительность «Лаборатория Касперского» рекомендует пользователям распространять информацию о злоумышленниках в Сети, извещать благотворительные фонды, чьими именами прикрываются преступники, добиваться блокировки мошеннических страниц в соцсетях и сообщать операторам связи об использовании платных номеров для незаконного снятия денег.