Рынок ИИ в России составляет 291 млрд рублей, подсчитали в НТИ МФТИ на базе выручки компаний, применяющих эти технологии. В выборку института вошло 480 организаций, его эксперты анализировали показатели исключительно тех, на бизнес которых искусственный интеллект оказывал существенное влияние. Лидерами роста выручки в сегменте ИИ в 2019 году стали «Яндекс» (18 млрд рублей), «Лаборатория Касперского» (11 млрд) и АО «Инфосистемы Джет» (5 млрд рублей).
Оценить рынок по данным 2020 года пока невозможно, так как в публичном доступе информация о выручке появится ближе к маю, пояснили авторы доклада. Но по сравнению с 2018 годом рынок ИИ в 2019-м увеличился почти на 10%, говорится в исследовании. Это в 7,5 раза выше темпов экономического роста: ВВП повысился на 1,3%.
Подсчеты стоимости этого сегмента в РФ существенно различаются. Например, Минцифры оценивало российский рынок решений в сфере ИИ в 2 млрд рублей в 2018 году. Ведомство, впрочем, прогнозирует его рост ударными темпами — к 2024-му он должен увеличиться в 80 раз, до 160 млрд рублей.
На 2020 год Россия не входит в число стран-лидеров в области ИИ и заметно отстает по большинству направлений, отмечается в докладе. Сильнее всего разрыв в области научных исследований, следует из аналитического сборника. Впрочем, в прошлом году РФ заняла первое место по уровню компетенций и навыков специалистов в ИИ в мире.
Один из ключевых факторов, замедляющих развитие ИИ, — недоинвестированность отрасли со стороны государства, уточняется в докладе. В частности, фундаментальной и прикладной науки, ОКР, разработки продуктов и стимулирования потребителей. За последние три года господдержка составила около 8,7 млрд рублей, что примерно в 350 раз ниже по объему, чем аналогичные показатели в Китае. При этом ВВП РФ и КНР отличаются в 10 раз, отмечают авторы исследования.
Впрочем, государство планирует уделять больше внимания развитию отрасли. Как заявили «Известиям» в Минэке, подготовлен специальный федеральный проект «Искусственный интеллект» в составе общенационального «Цифровая экономика». В 2021–2024 годах его стоимость составит 31,5 млрд рублей, из которых 24,6 млрд рублей будет выделено из федерального бюджета, а остальное планируется привлечь из частного сектора.
Искусственное ускорение развития ИИ в России может принести не только пользу, но и вред индустрии, отметил вице-президент РСПП Сергей Мытенков. Рынок должен развиваться в первую очередь в ответ на запросы бизнеса, уверен он. В РФ увеличилась доля средних компаний, использующих ИИ-решения, в целом бизнес готов применять эту технологию, полагает Сергей Мытенков. Но у ИИ есть и ряд специфических рисков, например киберпреступность в банковском секторе, резюмировал он.
Дополнительные госинвестиции в отрасль тем не менее необходимы, уверена научный руководитель магистратуры МГИМО «Искусственный интеллект» Анна Абрамова. Несмотря на то что количество партнерств между бизнесом и научными институтами, а также интерес к тематике ИИ по разным отраслям наук, таким как этика и мягкое право, увеличивается, без господдержки отрасль будет стагнировать. Вложения в ИИ — это рисковый сегмент, венчурный рынок в РФ пока еще фактически незрелый, поэтому основной приток капитала может обеспечить только государство, полагает Анна Абрамова.
В отчете МФТИ также отмечается, что российский венчурный рынок сократился в 2020 году на 19%, до $703 млн. Рисковые инвестиции в ИИ в прошлом году упали на 63%, объем сделок в 2020-м составил $84 млн. «2020 год стал практически катастрофой для венчурной индустрии в России», — говорится в докладе.
Это во многом объясняется пандемией COVID-19, но, возможно, для спада есть и более глубокие причины, пишут авторы отчета. Например, в 2020 году был всего один «выход» из стартапа — продажа доли в компании SumSub (оценивается примерно в $2,5 млн) фондом Flint Capital неизвестному крупному ИТ-холдингу, поясняется в докладе МФТИ.
В Минэке отметили, что основными проблемами в области ИИ являются недостаточность нормативной базы, регламентирующей отношения в связи с развитием этой сферы, комплексов стандартов (включая требования по обеспечению информационной безопасности в системах, реализующих ИИ). Но активная работа по адаптации нормативной базы уже ведется. Например, в прошлом году была принята концепция правового регулирования искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года, напомнили в министерстве.
Юлия Церех