Как стало известно “Ъ”, глава «Ростелекома» Михаил Осеевский 1 февраля сообщил главе Минтранса Евгению Дитриху, что «Ростелеком» хочет участвовать в конкурсе на концессионное соглашение по созданию автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК) на федеральных трассах. В своем письме он поясняет, что в регионах «Ростелеком» создал и модернизировал «более 47 комплексов», из них 26 эксплуатирует. В Минтрансе подтвердили получение письма, в «Ростелекоме» не ответили. В конце декабря Минтранс сообщил о доработке концессии на создание АСВГК на федеральных трассах. Сегодня там работают 28 пунктов контроля, к 2024 году число должно вырасти до 387. Общий срок реализации проекта — 11 лет. Плата оператору за строительство и обслуживание АСВГК составит 8,64 млрд руб. в год. Заявку уже подала «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС, оператор «Платона» — госсистемы взимания платы с грузовиков свыше 12 тонн). В РТИТС “Ъ” подтвердили намерение участвовать в реализации проекта.
Между тем опыт внедрения АСВГК в регионах вызывает у участников отрасли ряд вопросов. Так, источник “Ъ” среди грузоперевозчиков говорит, что перевозчик сейчас не может оспорить показания системы. Даже если в ней произошел сбой, который признан и устранен оператором, этот факт не может быть основанием для отмены уже выписанных штрафов. По данным собеседника “Ъ”, Минтранс уже работает над корректировкой законодательства. Другой источник “Ъ” говорит, что, например, в Новороссийске весы просто можно объехать — рядом есть платная стоянка, а в некоторых регионах автоинспекторы продают при подъезде к весам «тряпочки» для прикрытия номеров.
Основной проблемой АСВГК остается отсутствие условий для соблюдения весовых норм, говорит член Межотраслевого экспертного совета (МОЭС) Тарас Коваль. По его мнению, при неизменности требований к полной массе нужно повышать норматив осевых нагрузок до европейского уровня: с 10 до 11,5 тонны на одиночную ведущую ось автомобиля и с 22,5 до 24 тонн на трехосную тележку полуприцепа. Необходимость изменения нормативов показала и история с перевозчиками зерна (см. “Ъ” от 25 января), которые вынуждены недогружаться, чтобы не нарушать осевые параметры. В результате, чтобы устранить перекос, в Курской и Белгородской областях зерновиков штрафуют только при превышении полной массы. Особенности соотношения стандартов длины и нагрузки приводят к тому, что для перевозки требуется особая система креплений, которую в России почти не используют. При ее отсутствии при резком торможении груз пробивает стенки полуприцепа и кабины, нередко с летальным исходом для водителя. Федеральную АСВГК необходимо создавать с учетом этих изменений, уверен господин Коваль.
«Работающие в регионах пункты контроля создавались без учета мнения перевозчиков,— подчеркивает исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина.— Нам приходилось разбираться уже по факту, когда обжаловали миллионные штрафы из-за некорректной работы оборудования. У отрасли очень много вопросов к компаниям, построившим пункты». Глава МОЭС Борис Рыбак подчеркивает, что при этом штрафы по АСВГК на порядок выше, чем по «Платону»,— 500 тыс. руб.: «На первый план выходит техническое совершенство системы и способность оператора организовать ее эксплуатацию так, чтобы не вызывать народного гнева. К сожалению, в этом плане с системами "Ростелекома" опыт негативный: рамки регулярно дают сбой, пустой машине выписывается штраф, который нельзя оспорить». Некорректная работа устройств и полное отсутствие клиентской поддержки — основные претензии к существующим системам, говорит эксперт. В качестве примера он приводит случай в Нижегородской области, когда штрафы, некорректно выписанные системой, за девять месяцев достигли почти 1 млрд руб. (см. «Ъ-Поволжье» от 8 сентября 2018 года), а власти региона предъявили иск к «Ростелекому» о взыскании 162 млн руб. за нарушение сроков (см. «Ъ-Поволжье» от 25 сентября 2018 года). На этом фоне, считает эксперт, «Платон» «выглядит лучше».
Наталья Скорлыгина