В 2008 году компания Apple выпустила на рынок мобильного контента свой первый продукт на уже сейчас широко известной операционной системе iOS, выступая в роли пионера на рынке мобильных приложений. Экосистема iOS была рассчитана на платежеспособную аудиторию, что привлекало разработчиков со всего мира к данной платформе. В этом же году был основан магазин приложений Apple Apps Store в 62 странах мира, уже сегодня количество доступных приложений достигло 1 000 000, а количество загруженных приложений – 50 млрд штук.
Некоторое время спустя, корпорация Google представила на рынок свой продукт смартфон G1 на ОС Android совместно с оператором T-mobile. Компания Google взяла иной подход, чем некогда компания Apple - любой производитель оборудования может использовать операционную систему Android на своих устройствах. В результате, производители смогли выпустить на рынок большое количество Android-устройств, в том числе бюджетных, актуальных для сегмента менее платежеспособных потребителей.
На текущий момент магазин приложений Google Play Market выигрывает у Apple Apps Store по количеству предлагаемых мобильных приложений, но незначительно отстает по общему числу загрузок
Продажи мобильных приложений в России
По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2013 году общий объем рынка мобильных приложений в России достигнет около 246 млн долл., при этом доля российского рынка в общемировых продажах мобильных приложений составит около 1%.
За последние 3 года среднее число приложений, установленных на смартфоне в России, выросло в 1,5 раза.
На текущий момент у российских пользователей мобильного интернета на смартфонах в среднем установлено 23 мобильных приложения, из них 9 приложений пользователи использовали хотя бы 1 раз за последний месяц, а 4 приложения были куплены в магазинах приложений.
Отметим, по предварительной оценке J’son & Partners Consulting, общие продажи смартфонов в России по итогам 2013 года достигнут 17 млн устройств. По сравнению с 2012 годом рынок вырастет на 41%.
Таким образом, по итогам 2013 года доля смартфонов в общих продажах мобильных терминалов в России составит 42%.
Обладатели смартфонов и планшетных ПК – основные потребители неоператорских мобильных сервисов и услуг.
Российский рынок операторского мобильного контента
В настоящее время рынок передачи голосовой связи в России и мире приближается к своему насыщению, поэтому для операторов мобильной связи становится особенно актуально развивать направление продаж дополнительных услуг.
Операторы во всем мире превращаются в игроков, зарабатывающих на телевизионном и музыкальном контенте, приложениях, мобильной рекламе. Мобильные операторы стремятся мотивировать абонентов пользоваться VAS-услугами. Потребителями VAS-услуг являются как частные, так и корпоративные клиенты.
По оценкам J’son & Partners Consulting, рынок операторского мобильного контента в России по итогам 2013 года составит около 63 млрд рублей, из них примерно половина приходится на категорию музыкальные и RBT-сервисы.
При этом, в результате усиления конкуренции с неоператорскими контентными площадками, темпы роста продаж операторского контента снижаются. По мнению J’son & Partners Consulting, это обусловлено следующими факторами:
Прогнозы
Мировой рынок мобильных приложений имеет положительную динамику, оставляя большой потенциал для дальнейшего развития деятельности крупных его игроков – Android и iOS.
По оценкам Gartner, в 2017 году будет суммарно загружено около 269 млрд приложений, выручка составит 76,5 млрд долл.
По оценкам J'son & Partners Consulting, в 2013 году объем рынка мобильных приложений в России составит около 8 млрд руб. и достигнет 38 млрд руб. к 2016 году.
Таким образом, в 2016 году доля России в мировых продажах мобильных приложений достигнет 2%
По прогнозам J'son & Partners Consulting, рынок операторского мобильного контента к 2016 году достигнет 77 млрд рублей. Наиболее высокие темпы роста эксперты J'son & Partners Consulting ожидают в сегменте «Мобильное ТВ и видео».