Проблема мелкого шрифта в рекламе, действительно, существует, сказал заместитель главы Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Андрей Кашеваров. Многие участники рынка считают, что необходимы четкие критерии и определения параметров изложения информации в рекламных материалах. В ведомстве об этом известно, но сама ФАС разрабатывать их не планирует. "Мы готовы рассмотреть конкретные предложения и проекты. Когда такие инициативы появятся, будет о чем говорить, но пока их нет", - сказал ComNews Андрей Кошеваров.
ФАС регулярно штрафует операторов связи за мелкий шрифт в рекламе. Информируя потребителей об условиях оказания услуг, часть информации компании излагают "мелким нечитаемым шрифтом" и, по мнению специалистов ведомства, существенные сведения "не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют". За подобное нарушение закона "О рекламе", по административному кодексу, предусмотрен штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб. При этом, операторы утверждают, что определенных стандартов по шрифту не существует, любое решение о его размере субъективно.
Вопрос размера шрифта – это не отраслевая проблема операторов, она касается всего рекламного рынка, напомнили ComNews в пресс-службе ПАО "МегаФон": "Мы считаем, что понятные, прозрачные рекомендации в отношении шрифтов обязательно нужны для всего рынка рекламы, а не отдельных отраслей". Специалисты компании готовы участвовать в экспертной группе по этому вопросу, заявили в "МегаФоне".
Сотовые компании рекламируют сложный и специфичный продукт, при желании, признаки несоответствия законодательству "О рекламе" можно найти в рекламе любого оператора, считает пресс-секретарь ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников. Он также подтвердил, что представители МТС готовы работать над выработкой единых стандартов. В пресс-службе "ПАО "ВымпелКом" от комментариев по этому вопросу воздержались.
Tele2 мелкий шрифт в рекламе не использует, заявил ComNews представитель ООО "Т2 РТК холдинг" Константин Прокшин. Тем не менее, компания готова поучаствовать в подготовке четких параметров изложения информации в рекламных сообщениях.
В рекламе сложно использовать какие-то жестко зафиксированные параметры и при анализе рекламной кампании не обойтись без элемента экспертной оценки, считает финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин. "На мой взгляд, налагаемые ФАС штрафы за "мелкий шрифт" несущественны в масштабах бизнеса четверки крупнейших российских мобильных операторов. Не оказывают они на их бизнес и существенного косвенного эффекта посредством ухудшения имиджа. Вероятно, в этом кроется причина, по которой число нарушений не снижается год к году", - заявил он. По мнению Тимура Нигматуллина, эффективным решением проблемы может быть кардинальное увеличение штрафов, как номинальное, так и в процентах от выручки.
Виталий Акимов