Джим Балсили и Майк Лазаридис бессменно руководили компанией в течение 20 лет, они останутся акционерами компании (г-н Лазаридис в качестве вице-президента совета директоров, а г-н Балсили одним из членов совета). Новый СЕО Торстен Хайнс ранее занимал пост операционного директора (СОО) RIM и пришел в компанию из Siemens четыре года назад. Новым председателем совета директоров (здесь со-председательствовали два бывших со-СЕО) станет одна из членов совета Барбара Стаймист.
Столь радикальные перестановки топ-менеджмента вызваны недовольством акционеров слабым успехом RIM в противостоянии конкурентам Apple (iOS) и Google (ОС Android), потерей рыночной доли, особенно в Северной Америке, и неспособностью успешно управлять компанией на столь стремительно изменяющемся рынке. Напомним также, что руководство RIM заявляло о выходе первых смартфонов под управлением новейшей ОС BlackBerry 10 в начале 2012 года. Однако в конце декабря 2011 года было сделано заявление, что их выход задерживается, по крайней мере, до второй половины 2012 года, поскольку двуядерные чипсеты с поддержкой LTE не появятся на рынке раньше этого времени. Задержка с выходом конкурентоспособных смартфонов стала чувствительным ударом для компании и породила новую волну опасений инвесторов за её будущее.
Акционеры RIM долго стремились изменить корпоративную структуру руководства компании из двух со-СЕО, одновременно являющихся ее главными акционерами. Поэтому кадровые перестановки были ожидаемы на рынке, хотя и были встречены инвесторами негативно. Проблемы не покидали RIM весь прошлый год. Главным образом, они были связаны с давлением конкурентов, крайне болезненными провалами в работе сервиса корпоративной почты, непопулярностью планшета PlayBook на рынке и задержкой вывода новых устройств под управлением ОС BlackBerry 10. Напомним, что RIM продал 14,1 млн смартфонов BlackBerry в третьем квартале 2011 года, при этом продажи планшета PlayBooks составили лишь 150 тыс., в то время как в первом квартале 2011 года – 500 тыс., а во втором – 200 тыс. устройств. В результате капитализация компании упала на 88 % до рекордно низких величин в $8,9 млрд с пиковых показателей 2008 года, создав реальную угрозу продажи компании.
Число пользователей США, желающих приобрести смартфоны BlackBerry, сократилось за 2011 год с 17 до 8 %. Данные Yankee group
Тем не менее Джим Балсили и Майк Лазаридис утверждают, что решение об отставке было принято ими самостоятельно, а не под давлением акционеров, что подтверждает и новый председатель директоров Барбара Стаймист. «Это начало новой эры для RIM, мы прошли довольно тернистый путь к такому решению. Но мы сделали лучшее, что могли. Г-н Хайнс – идеальный выбор, располагает нужными навыками в нужное время». Аналитики рынка не совсем согласны с таким утверждением. «Г-н Хайнс является человеком скорее операционным, чем провидцем. Он должен объяснить потребителям причины, по которым им нужны устройства BlackBerry. И кажется, сделать ему это будет не просто», – рассказал аналитик Morgan Stanley Эхуд Гельдблум журналистам Bloomberg. Однако основная масса протестующих против прежнего руководства акционеров довольны. «Пришло время для нового директора», – отмечает CEO Jaguar Financial, одного из основных инвесторов RIM Вик Албоини (Vic Alboini). Тем не менее в случае отсутствия немедленных положительных изменений в RIM с назначением г-н Хайнса он и его сподвижники продолжат настаивать на более радикальных переменах, подобных распродаже компании по частям или хотя бы ее патентного портфолио. Несмотря на активные слухи о продаже RIM, близкие к компании источники утверждают, что активной политики в этом направлении вообще не велось. Это подтверждают и в Samsung, который заявил, что не заинтересован в покупке RIM.
Новый СЕО RIM Торстен Хайнс. Фото Bloomberg
Новый СЕО RIM Торстен Хайнс рассказал, каким образом он намерен восстановить лидерские позиции компании. «Прежде всего, нужно сосредоточиться на маркетинге, особенно в США, мы должны больше заниматься нашими массовыми клиентами. Нам необходимо получить их для демонстрации возможностей будущего BlackBerry», – заявил он. Для этих целей, по его словам, компания уже ищет нового директора по маркетингу (CMO, Chief Marketing Officer). Г-н Хайнс также высказал свою приверженность новой платформе QNX для ОС BlackBerry 10 и то, что он в общих чертах намерен следовать прежнему курсу Джима Балсили и Майка Лазаридиса. Поэтому он не намерен ломать сложившуюся структуру бизнеса смартфонов и предоставления бизнес-сервисов, отметив, что вертикально-интегрированная структура является уникальной и положительной чертой компании. Между тем, по мнению ведущего аналитика FierceMobile Фила Гольштейна (Phil Goldstein), для дальнейшего роста компании к этим усилиям нужно добавить и скорейший вывод на рынок обновленного планшета PlayBook – с уже встроенной почтой и календарем и поддержкой BlackBerry Enterprise Server. Кроме того, компания должна кардинально усилить взаимодействие с сотовыми операторами, хотя сделать это будет непросто. На этом поприще уже играет CEO Nokia Стефен Элоп, стремясь создать «третью экосистему», наиболее близкую к операторам в противовес закрытой Apple iOS и открытой Google Android (см. материал рубрики «Nokia» от 12 января 2012 г.).
Бывший со-СЕО и основатель RIM Майк Лазаридис (справа) и второй со-СЕО Джим Балсили. Фото Bloomberg
Что касается слухов о возможном лицензировании новой ОС BlackBerry 10, то, по словам Торстена Хайнса, если бы RIM получила такие предложения от других игроков рынка, то он бы принял этот вопрос на рассмотрение, отметив при этом, что в данный момент такая цель не является приоритетной для компании. В то же время г-н Хайнс отрицает любые слухи о продаже компании. «Мы располагаем балансом около $1,5 млрд наличными и незначительным долгом. Последний квартал был закрыт с доходом в $5,2 млрд, что на 24 % выше показателя предыдущего квартала. При этом число владельцев смартфонов BlackBerry возросло на 35 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 75 млн человек. Да, мы находимся в окружении конкурентов, но мы верим в нашу силу. И я здесь, чтобы бороться», – заявил он в интервью Bloomberg.