В последние годы российский рынок поставщиков мобильных приложений и услуг (VAS) претерпел значительные изменения, отмечает гендиректор inMedia. Несколько лет назад операторы начали выводить управление VAS-услуг на аутсорсинг в дочерние компании, а независимые контент-провайдеры наладили сотрудничество с крупными площадками. Теперь «ВымпелКом» на эксклюзивных условиях работает с компанией «Темафон». «МегаФон» строит работу на основе дочерней компании «Мегалабс», а МТС в начале 2013 года сформировала в своей структуре агрегатора VAS на базе компании «Стрим».
Основными независимыми игроками рынка к 2013 году стали А1, ИММО, I-free и inMedia. В 2012 году объем рынка VAS-услуг составил 200 млрд руб., причем даже в случае продажи контента независимых игроков сотовые операторы заработали на нем от 30 до 50% общей стоимости, пояснил гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.
Каждый из игроков развивает свое направление. I-free сосредоточилась на разработке мобильных приложений и игр, А1 — на продуктах DSTK (меню со списком услуг), Icell (широковещательная рассылка сообщений с подпиской на услуги), INTECH (сотрудничает с холдингом inMedia) специализируются на услуге RBT (Ring Back Tone — замена стандартных гудков на мелодию).
Поправки в закон «О связи» внесут в их бизнес-модель необходимость получать согласие абонента. Причем если VAS-услугу предоставляет независимый контент-провайдер, необходимо двойное подтверждение. «Поправки положительно повлияют на развитие рынка. В обозримом будущем мы прогнозируем активный рост полезных услуг для абонентов, которые повысят не только лояльность конечного пользователя, но и уровень дохода оператора», — уверена Екатерина Сединина.
Для большой тройки законодательные рамки — шанс навсегда закрыть тему мобильных мошенничеств. «Сейчас мы вместе с другими операторами готовим документ, который будет содержать основные меры по борьбе с мобильным мошенничеством. Он будет обнародован в ближайшее время», — рассказала представитель «МегаФона» Юлия Дорохина. В пресс-службе «Билайна» подобную систему информирования абонентов от лица оператора считают необходимой мерой для снижения обращений по контент-услугам. Спикер МТС Ирина Агаркова подчеркнула, что их компания уже сейчас предоставляет доступ к контентным сервисам только с согласия абонента.
Следующий шаг — совместная работа сотовых компаний и независимых поставщиков VAS-услуг. В inMedia отмечают, что защиту абоненту необходимо обеспечивать на уровне технологической инфраструктуры оператора связи или агрегатора. А значит, теперь компаниям придется активнее разрабатывать ПО, обеспечивающее защиту абонента от несанкционированных списаний. «К примеру, провайдерам придется озаботиться внедрением антиспам-фильтра, развивать подписочные сервисы на всех видах услуг и сделать процесс тарификации более прозрачным», — объяснила Екатерина Сединина.
Андрей Велес