Авторы законопроекта - представители фракции ЛДПР Виталий Пашин, Василина Кулиева и Андрей Андрейченко. Согласно законопроекту, если звонок не входит в счет пакета или имеет отдельную тарификацию, то оператор будет обязан сказать об этом абоненту перед вызовом.
"Оператор подвижной радиотелефонной связи до момента телефонного соединения пользователя услуг связи с другим абонентом информирует его о региональной принадлежности выделенного абоненту абонентского номера, а также дополнительных расходах пользователя связи, в связи с таким соединением", - сказано в законопроекте.
В пояснительной записке авторы законопроекта рассказали: "Данный законопроект разработан с целью снижения дополнительных издержек при межрегиональной коммуникации граждан… Согласно статье 54 закона "О связи": "Оплата телефонных соединений между абонентами в пределах территории РФ осуществляется по единому тарифу услуг соответствующего оператора независимо от места нахождения в пределах территории РФ как вызывающего, так и принимающего абонента". Как отмечает ФАС: "Стоимость сервиса не должна зависеть от местоположения". На данный момент эти условия соблюдаются только частично. Входящие вызовы по-прежнему бесплатны, а исходящие оплачиваются по повышенному тарифу. Даже, если абонент с номером соседнего региона находится рядом, исходящий звонок на его номер будет платным. Более того, минуты таких звонков не входят в, так называемый, "пакет минут" от оператора сотовой связи. С этим часто, по незнанию, сталкиваются пожилые граждане, которые, в силу возраста, не могут разобраться в специфике отрасли. Данная информация не опубликована в общедоступных источниках, в том числе и номера, которые сменили оператора, при сохранении номера телефона.
Гендиректор Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Ефимов отметил, что поставленный авторами законопроекта вопрос актуален, так как затрагивает карман граждан. "Запутанные формы расчетов очень выгодны для операторов. Они сложными тарифами вводят абонентов в заблуждение. В Законопроекте Пашин Кулиевой и Андрейченко радует только одно - эти депутаты думают о социуме. Теперь это встречается редко. Причем эти депутаты не из Комитета Госдумы по информационной политики. Они входят в Комитет по аграрной политике и в Комитет по вопросам семьи. Прямо скажем - они действительно "от сохи", от глубинки и эмоционально выразили то, о чем другие помалкивают. При разговоре с помощником стало ясно, что они понимают сами, чего хотят и для кого это вносят. К сожалению, от правительственно-министерских таких законопроектов не дождешься. Да там много неправильного экономически, технически и юридически, но они обозначили направление изменений - не на деньги, а на социум", - отметил Сергей Ефимов.
Владелец юридической компании "Катков и партнёры" Павел Катков рассказал, что бывают тарифы, в которых при звонке не из домашнего региона роуминга "как бы" нет, абонент приравнивается к абонентам этого региона, однако звонки домой в этом случае тарифицируются, как межгород. "Полагаю, данный законопроект направлен на разрешение этой проблемы. Технологически я вижу две операции. Первая - определить, откуда звонит абонент и домашний ли это для него регион. Второе - обеспечить, чтобы абонент перед звонком повышенной стоимости прослушал аудио-предупреждение о том, что это будет звонок повышенной стоимости. Если технологически это и не так сложно, то снижение доходов от таких звонков, бесспорно, будет, ведь после предупреждения продолжать звонок станет не каждый. Кому-то из абонентов будет удобно получать предупреждение, а кого-то будет раздражать. Стоит надеяться, что закон позволит операторам предусмотреть опцию по отключению этой услуги для удобства абонента (но только по его прямо выраженному согласию). Также думаю, что это повлияет на рынок связи с точки зрения линейки тарифов: станет больше тарифов с включенным в цену межгородом, но сама цена связи подрастет", - прокомментировал Павел Катков.
Владелец юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин напомнил, что закон РФ "О защите прав потребителей" гласит, что потребитель имеет безусловное право на получение достоверной информации о приобретаемых товарах, работах или услугах. "В этой связи любые действия, направленные на взимание скрытых платежей, изначально являются неправомерными. Разумеется, недопустима ситуация, когда абонент совершает звонок на мобильный номер и не располагает информацией о том, платный этот звонок или бесплатный, входит его стоимость в базовый тариф или плата будет начислена сверх тарифа. В зависимости от региона, к которому принадлежит телефонный номер собеседника, и длительности разговора, стоимость может быть существенной для абонента. При этом, независимо от того, является абонент пожилым человеком или молодым, он, как правило, не знает о том, к какому региону относится телефонный номер, на который совершает звонок, и будет ли этот звонок платным. Законодательная инициатива, направленная на повышение прозрачности взимания платежей с абонентов и доведения до них информации о том, что звонок может быть платным, безусловно, является правильной", - считает он.
По мнению адвоката Александра Титова пояснительная записка не совсем соотносится с текстом законопроекта и действующей редакцией закона "О связи". "Для абонента, звонящего в другой регион, исходящий вызов будет дороже, чем звонок в своем регионе. Это связано не с региональностью номера, а с тем, в каком регионе находится вызываемый абонент. Действующая редакция п.11 ст.46 закона "О связи" и должна решать проблему привязки номера к региону. Если вызываемый и вызывающий абонент находятся в одном регионе, то и вызов должен тарифицироваться по соответствующему тарифу для звонка в одном регионе. Если пункт 11 ст.46 закона "О связи" уравнял местных и приезжих абонентов, справедливый вопрос, для чего вообще знать вызывающему абоненту для какого региона выделен номер решением регулятора. Тарифы на звонки в другие регионы абонент может посмотреть в тарифном плане. Думаю, что предлагаемое информирование будет только раздражать людей. Не бросит же, в конце концов, трубку вызывающий абонент, узнав о региональной принадлежности номера вызываемого абонента", - говорит Александр Титов.
Юрий Домбровский, до недавнего времени возглавлявший Ассоциацию региональных операторов связи (АРОС) уверен, что предлагаемый законопроект неудобен для всех, прежде всего для самих абонентов: "Особенно в роуминге: каждый исходящий звонок будет предваряться таким напоминанием. Народ еще быстрее побежит в сторону голосовых сервисов мессенджеров. Собственно говоря, это и есть основное возражение: зачем это нужно, когда есть голосовые сервисы мессенджеров? Надеюсь, что Минцифра будет против.
Пресс-служба Tele2 отметила, что пока не вполне понятна техническая реализация информирования. "Например, означает ли эта мера необходимость для любого путешественника при всех исходящих звонках прослушивать одно и то же предупреждение. Мы не исключаем, что такие сообщения в эпоху, когда абоненты чувствительно относятся к любой входящей информации, могут негативно сказаться на клиентском опыте и восприятии качества сервиса. Оценивать затраты на инициативу пока затруднительно с учетом вопросов к технической реализации", - прокомментировала пресс-служба оператора. Остальные операторы "большой четверки" воздержались от комментариев.
Сергей Ефимов (АОТС) на вопрос корреспонденту ComNews о возможной стоимости сервиса для операторов ответил: "Это серьезная доработка биллингов (у каждого оператора свой), и внедрение. Это многие, многие миллионы. Это строительство моста вдоль реки, а не поперек. И смысла в этом нет".
Он добавил, что по замыслу в законопроекте робот должен предупредить звонящего, что сейчас он по известному ему номеру будет звонить в другой регион, чем он раскроет персональные данные получателя информации. "Уже коллизия с законом "О персональных данных". Далее программа должна будет сообщить голосом о тарифе этого звонка, т.е. украсть время звонящего, неясен вопрос о стоимости такого предупреждения - это ведь тоже трафик. Это бремя для операторов и для абонентов. В проектах, вносимыми ангажированными депутатами или от правительства РФ чаще всего видны экономические интересы большой четверки, или определенных групп от ВПК и силового блока, а, увы, не интересы граждан и страны. Пока понятно, что депутаты поднимают очень важный, назревший и своевременный вопрос - о смене экономической модели в телекоме, - комментирует Сергей Ефимов. - Сейчас любые дальние звонки делаются по технологии коммутации пакетов. Себестоимость минуты трафика - это себестоимость передачи информации величиной 0,5 мегабайта. Средняя стоимость 1 Гбайт интернета в мире увеличилась с 187 руб. в декабре 2019 г. до 188,42 руб. в первой половине 2020 г. В России, наоборот, мобильный интернет стал доступнее - цена упала с 37,3 до 31,56 руб. В топе мы занимаем пятое место, лидер рейтинга — Индия с 7,8 руб. за гигабайт трафика. Значит себестоимость минуты разговора в любую точку земли из России должна быть сопоставима с несколькими копейками, а не с десятками рублей. Т.е. тарифы в сто раз выше себестоимости. Таково действие картеля четырех олигополий, действия которых не может остановить ни профильное министерство, ни Федеральная антимонопольная служба. Сейчас эти олигополии заняты борьбой за частоты 5G".
Юлия Мельникова