Росавиация 13 января направила письмо своим подразделениям в регионах и российским авиакомпаниям. В письме говорится о вероятности сбоев в системах работы высотомеров из-за ввода в эксплуатацию сетей 5G.
Высотомеры — приборы, учитывающие расстояние воздушного судна до земли, данными с них пилоты пользуются при посадке самолета и при наборе высоты после взлета. Частота, используемая приборами, близка к частотам, используемых в сетях 5G - 3,7–3,98 ГГц и 4,2–4,4 Ггц.
Росавиация сообщает: несмотря на то, что однозначные данные о возможном влиянии сетей 5G на работу приборов отсутствуют, необходимо донести информацию о потенциальных помехах до всех экипажей с тем, чтобы они максимально внимательно отнеслись к вопросу и докладывали о всех случаях подобных сбоев, если таковые возникнут, властям стран, в которых возникали помехи, и производителям воздушных судов, на борту которых произошел инцидент. Помимо этого, в письме содержатся рекомендации проанализировать дополнительно требования к взлетам и посадкам в аэропортах, расположенных в зоне действия 5G сетей, а также провести учения для пилотов, имитирующие взлет и посадку в условиях сбоящих приборов, по процедуре, применяемой в зонах плохой видимости.
Данную проблему можно назвать новой — буквально в декабре 21 года компания Boeing сделала предупреждение о том, что оборудование самолетов Boeing 777 и Boeing 747-8 может быть чувствительно к работе сетей 5G. Несмотря на предупреждение, власти разрешили в аэропортах Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Сан-Франциско использовать вышки сетей 5G. В свете этого часть рейсов была пострадала: компании Emirates и Air India отменили рейсы, а Американская United Airlines перенесла вылет на три часа, заявив, что это связано с запуском 5G оборудования. Некоторые авиакомпании, в частности, Japan Airlines и Lufthansa, предпочли пересадить пассажиров с Boeing на другие марки. Впрочем, компания Boeing не давала однозначных комментариев о том, безопасны ли полеты на её самолётах вблизи мачтового оборудования 5G, или нет, что, скорее всего, означает, что такими данными организация пока не располагает вследствие отсутствия необходимых испытаний.
Поскольку в России с выделением диапазона для 5G вопрос по-прежнему не решен до конца (сейчас в России предлагается тестирование диапазона в 4,4 — 4,99 ГГц, данная проблема более актуальна для других стран, где запуск 5G проходит более масштабно. Кроме того, по комментариям представителей авиакомпании «Россия», разница в диапазонах высотомеров и сотового оборудования составляет 200 мегагерц, что позволяет им не пересекаться.
В США временным решением столкновений интересов авиаперевозчиков и сотовых операторов стала договоренность о том, что вблизи 80 наиболее крупных аэропортов новое оборудование размещаться пока не будет. EASA в Европе и FAA в США не могут дать однозначного ответа об опасности или безопасности вышек 5G для бортовых приборов, и продолжают изучать вопрос.