Жесткая экономия средств бюджета, удорожание работ и импортных комплектующих заставили Роскосмос кардинально пересмотреть планы обновления группировки метеорологических спутников. В проекте обновленной Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы, внесенном космическим агентством на рассмотрение в министерства и ведомства, прямо говорится, что с учетом «новых аспектов формирования проекта ФКП-2025» ее задачей является «предоставление данных гидрометеонаблюдения, отвечающих минимально необходимым потребностям гидрометеорологии».
На деле это означает следующее: новое поколение спутников серии «Метеор» — «Метеор-МП», — предназначенных для анализа и прогноза погоды в региональном и глобальном масштабах, Роскосмос начнет запускать на орбиту в 2023 году. Второй «Метеор-МП» взлетит в 2025 году. Ранее заместитель руководителя Роскосмоса Михаил Хайлов заявлял журналистам, что первый спутник «Метеор-МП» будет выведен на орбиту в 2016 году. В результате группировка метеорологических спутников на солнечно-синхронной орбите в 2025 году составит 5 аппаратов вместо 9 планировавшихся ранее.
«Отставание по срокам переоснащения орбитальной группировки космическими аппаратами нового поколения не позволит повысить точность среднесрочных прогнозов погоды до 2025 года», — отмечают авторы проекта ФКП-2025 в приложенной к проекту ФКП презентации.
Обновление геостационарной группировки метеорологических спутников серии «Электро» также откладывается: первый модифицированный аппарат «Электро-М» (аппараты будут проводить многозональную сканирующую одновременную съемку в 20 каналах, измерять температуру и влажность в инфракрасном диапазоне, регистрировать молнии в реальном масштабе времени, осуществлять контроль состояния магнитосферы и верхней атмосферы) планируется запустить не в 2021 году, а в 2023-м. Второй «Электро-М» Роскосмос рассчитывает вывести на орбиту в 2025 году. В итоге до 2025 года будут запущены не четыре аппарата «Электро-М», как планировалось ранее, а два.
Последствия переноса сроков обновления группировки метеоспутников описаны самим Роскосмосом: «Отставание по срокам переоснащения орбитальной группировки космическими аппаратами нового поколения на 2 года не позволит повысить точность срочных прогнозов погоды до 2025 года».
Под сокращение попала и программа модернизации космического комплекса «Арктика», предназначенного для мониторинга состояния атмосферы и поверхности Земли в Арктическом регионе. Первый аппарат системы — «Арктика-М» — планируется вывести на орбиту в 2017 году (планировалось в 2016-м), второй — в 2019-м (планировалось в 2018-м), далее в 2020 году будет запущен третий аппарат и в 2021-м — четвертый. А вот следующее поколение аппаратов системы — «Арктика-МП» — решено пока не разрабатывать (прежде рассчитывали вывести на орбиту первый аппарат «Арктика-МП» в 2022 году). Авторы проекта ФКП-2025 прокомментировали это следующим образом: «Отставание по срокам переоснащения орбитальной группировки аппаратами нового поколения на 5 лет не позволит повысить полноту информационных возможностей при наблюдении арктический районов до 2025 года».
В Росгидромете не стали комментировать планы Роскосмоса.
Представитель Минприроды на условиях анонимности описал отношение министерства к сложившейся ситуации:
— В принципе минимально необходимая группировка функционирующих гидрометеоспутников должна состоять из девяти аппаратов: три — на геостационарной орбите (серия «Электро»), четыре — на полярно-орбитальных (серия «Метеор») и два — на высокоэллиптической (это спутники «Арктика-М»). Если то, что мы видим в проекте ФКП-2025, будет выполняться в срок, а космические аппараты будут работать на орбите так как нужно и весь гарантированный срок, то нас это устроит. Но, надо сказать, такого еще пока никогда не было: случаются переносы, сокращения, оборудование на орбите отказывает. Из-за этого мы находимся в постоянной зависимости от зарубежных партнеров, получая нужные данные с иностранных спутников. Нам бы хотелось от этой зависимости постепенно уходить, потому что в 2006 году Европейский союз и США подписали специальное соглашение об ограничении доступа к их оперативным данным метеонаблюдений из космоса для третьих стран. И если отношения России с западным миром продолжат ухудшаться, то нам, вполне возможно, придется решать задачи исключительно собственными силами и средствами.
В предыдущие годы чиновники Минприроды не раз пытались перестроить отношения с Роскосмосом. В 2011 году в министерстве подготовили законопроект, предусматривающий передачу полномочий заказчика гидрометеорологических космических аппаратов от Роскосмоса к Минприроды. Но тогда космическое агентство смогло отстоять действующий порядок: оно и сейчас выступает как заказчиком, так и исполнителем по спутникам для Росгидромета.
Иван Чеберко