Ключевым эксперты считают вопрос - как условия вступления будут реализовываться в законодательных актах и в правоприменительной практике. Они также подтвердили гипотезу о том, что Россия вступала в ВТО, заранее зная, что может позволить себе выходить за рамки ВТО по примеру Китая.
Респонденты считают, что роль Евразийского экономического пространства (Таможенного союза) будет снижаться, и оно, как объективно более слабая организация, растворится в ВТО. Для присоединения к ВТО Казахстану потребуется еще полгода - год, а Белоруссия едва прошла половину пути.
Вместе с тем, эксперты прогнозируют появление многоуровневых конфликтов, направленных на отстаивание Россией собственных интересов и на уровне Евразийского экономического пространства, и на уровне ВТО, поскольку защита производства тарифными методами все еще остается приоритетом для правительства для сохранения российского бизнеса и рабочих мест. Участники исследования полагают, что конфликты реально покажут, как страны относятся друг к другу.
Часть экспертов утверждает, что последствий вступления можно ожидать уже в течение первого года, а другая группа - ожидает первых последствий в диапазоне от 2 до 10 лет.
Большинство компаний не разрабатывают стратегии по адаптации своего бизнеса к ВТО, поскольку сомневаются в целесообразности долгосрочных мер в условиях нестабильности российской политики и экономики или надеются на помощь государства. По отзывам респондентов, еще одной причиной пассивности в этом вопросе можно считать то, что бизнес долго не получал однозначного политического сигнала о стремлении России вступить в ВТО.
Наиболее вероятными направлениями, по которым Россия будет привлекаться в качестве ответчика при рассмотрении претензий со стороны других стран в рамках комиссии по спорам ВТО, являются использование антидемпинговых, санитарных и фитосанитарных мер и вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности.
Данное исследование является второй частью совместного проекта юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры» и Grayling по анализу последствий вступления в ВТО для бизнеса.