Минкомсвязи подготовило законопроект о Цифровом профиле граждан. Документ ввиде поправок в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (№149-ФЗ), «О персональных данных», «О связи» и Об основах охраны здоровья граждан в РФ» опубликован на портале regulation.gov.ru.
Основные поправки будут внесены в №149-ФЗ. В частности, в закон будет добавлено ряд понятий. Под идентификатором будет пониматься уникальное обозначение сведений о лице, необходимое для определения такого лица путем применения технических и технологических способов.
Идентификацией и аутентификацией лица будет считаться совокупность мероприятий по установлению идентификаторов и сведений о лице, сопоставлению данных сведений с идентификаторов или проверке данных сведений, а также по проверке лица на принадлежность лицу идентификатора посредством сопоставления идентификатор с имеющимися сведения о лице, и установления обоснованности использования лицом идентификатора.
Под цифровым профилем будет пониматься совокупность сведений о гражданах и юридических лиц, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Инфраструктура цифрового профиля будет создаваться в целях обмена сведениями в электронной форме между физическими лицами, организациями, государственными органами и органами местного самоуправления.
С помощью инфраструктуры цифрового профиля можно будет обеспечить: идентификацию и аутентификацию физических и юридически лиц; доступ к самому профилю и предоставление сведений из него; предоставление и обновление по запросу государственных органов сведений о физическом и юридическом лице, содержащихся в цифровом профиле, в том числе в государственных информационных системах (ГИС); получение и отзыв согласия на обработку персональных данных граждан и сведений о юридических лицах (в случаях, когда требуется согласие); предоставление сведений для формирования запросов на получение государственных и муниципальных услуг и хранение сведений о гражданах и юридических лица, в том числе результатов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В случаях, предусмотренных законодательством, согласие граждан и юридических лиц на получение сведений о них с использованием инфраструктуры цифрового профиля не потребуется. Сведения о гражданах и юридических лицах, хранящиеся в инфраструктуре цифрового профиля, предоставляются в него и обновляются в автоматическом режиме государственными органами посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Госорганы и организации, осуществляющими в соответствии с законами отдельные публичные полномочия, должны предоставляться в инфраструктуру цифрового профиля и обновлять указанные сведения на постоянной основе в срок, не превышающий 15 секунд с момента внесения изменений в соответствующие сведения.
Аналогичным образом госорганы и указанные организации обязаны предоставлять сведения о гражданах и юридических лицах, не содержащихся в инфраструктуре цифрового профиля, по запросу, направленному с ее использованием. Срок предоставления таких сведений по средствам СМЭВ не должен превышать 15 секунд с момента поступления запроса.
Получение сведений физическими и юридическими лицами будет осуществляться с использованием инфраструктуры цифрового профиля. Запросы организаций на получение сведений о гражданах и юридических лицах с использованием инфраструктуры цифрового профиля могут осуществляться как не безвозмедной, так и платной основе. Более подробно данные вопросы будут обозначены в положении о цифровом профиле, которое примет Правительство.
Идентификация или аутентификация лиц будет осуществляться путем применения документа, удостоверяющего личность, либо одного или нескольких идентификаторов, позволяющих достоверно определить соответствующее физическое или юридическое лицо. При совершении гражданско-правовых сделок стороны вправе в отношениях между собой использовать идентификаторы в соответствии с соглашением между ними.
Лицом, которое подтверждает верность идентификатора или ранее проведенной идентификации и аутентификации лица, могут выступать только кредитные организации, операторы сотовой связи, операторы проводной телефонной связи, занимающие существенное положение, операторы государственных информационных систем и иные организации, соответствующие установленными Правительством требованиям.
Лица вправе проводить идентификацию и аутентификацию физических и юридических лиц с использованием сведений, полученных от вышеупомянутых организаций. Предоставление сведений о физических лицах указанными организациями осуществляется с согласия данных лиц.
Если идентификация и аутентификация лица необходима в силу федерального закона или требуется по заявлению лица, то сделка не совершается и не осуществляется вступление в иные правоотношениям, если такого согласия не было получено. Результат идентификации и аутентификации лица при помощи информационно-технологических средств может подтверждаться электронным документом, предоставляемым посредством информационной системы, обеспечивающей дистанционную идентификацию и аутентификацию лица.
Согласно предлагаемым поправкам в Закон «О персональных данных», при обработке данных с использованием инфраструктуры цифрового профиля, если требуется согалсие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, субъект персональных данных дает согласие на их обработку в инфраструктуре цифрового профиля в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью, ключ которой поулчен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за поулчением государственных и муниципальных услуг.
В Закон «О связи» предлагается дополнить нормой, что договор об оказании услуг связи может предусматривать направление его сторонами юридически значимых электронных сообщений в виде электронных документов с использованием идентификаторов, предусмотренных договором.
В Законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ» сейчас предполагается предоставление гражданином добровольного медицинского согласия с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения ЕСИА. Сейчас же предлагается уточнить, что применением простой электронной подписи возможно либо через ЕСИА, либо иным способом аутентификации и аутентификации, установленными ответственным органом власти.
Мероприятия, связанные с созданием инфраструктуры Цифрового профиля, внесены в федеральный проект «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика». Соответствующие работы будут координировать Центробанк и Минкомсвязи, а реализовывать - «Ростелеком» и рабочая группа по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика».
В 2019 г на эти цели должно быть выделено 210 млн руб, в 2020 г - 1,15 млрд руб, в 2021 г - 1,72 млрд руб. То есть всего создание Цифрового профиля обойдется в 3,1 млрд рую Предполагается, что указанные средства будут внебюджетными, а их источником станет «Ростелеком».
Если с «Ростелеком» будет заключено концессионное соглашение на создание системы цифровых профилей, то компания, разделив с государством расходы на создание системы, сможет зарабатывать на платных запросах к цифровым профилям. Однако ранее вице-премьер Максим Акимов выступил против реализации системы цифровых профилей на базе концессионного соглашения и возможности оператора системы зарабатывать на распространение данных о гражданах.