Объявленная во вторник на Восточном экономическом форуме сделка между Alibaba Group, «МегаФоном», Mail.Ru Group и РФПИ может стать крупнейшей в истории российского интернета. Исходя из условий соглашения, по которому Alibaba получит от «МегаФона» 10% Mail.Ru Group (такой пакет во вторник стоил на LSE около $513 млн после роста на 11,8%) в обмен на 24% в новой компании AliExpress Russia, последняя может оцениваться примерно в $2,1 млрд. В нее войдут активы Alibaba в России и ее трансграничные операции (включая AliExpress и Tmall), а также принадлежащий Mail.Ru Group маркетплейс Pandao. Alibaba получит 48% новой компании, а доли Mail.Ru Group и РФПИ составят 15% и 13% соответственно. Собеседник “Ъ”, близкий к одному из участников сделки, говорит, что вклад РФПИ в компанию составит около $300 млн.
Аналитики Sberbank Investment Research называют сделку «грандиозной», отмечая, что она касается не только трансграничной торговли, но и локального маркетплейса и собственных прямых продаж. Речь идет о потенциально крупнейшем игроке российского рынка e-commerce объемом в 1 трлн руб. и прямом конкуренте торговой площадки Сбербанка и «Яндекса», согласен партнер Data Insight Федор Вирин.
Он видит в сделке две главные составляющие: во-первых, она должна помочь развитию Tmall в России, что «существенно поменяет ландшафт российского онлайн-ритейла» (Tmall ведет торговлю с собственных складов внутри страны), а во-вторых, участие «МегаФона» и РФПИ в крупнейшей в России трансграничной площадке «фактически показывает позицию государства в вопросе розничного товарного импорта». Как сообщал “Ъ”, снижение беспошлинного порога на покупки из-за рубежа обсуждается уже несколько лет. При этом во вторник замминистра финансов Илья Трунин заявил ТАСС, что пошлины с нулевым порогом в перспективе могут быть введены только на коммерческие посылки, тогда как отправления между частными лицами (как на AliExpress) могут быть от них освобождены.
В самом «Яндекс.Маркете» заявляют, что приветствуют конкуренцию, которая должна ускорить российский рынок e-commerce, занимающий пока что лишь 4% от всего ритейла по сравнению с 10–15% в развитых странах. Там также надеются, что новое СП «будет строить экосистему, доступ к ресурсам которой, например к рекламным возможностям социальных сетей, будет у всех игроков рынка», напоминая, что, например, Tmall размещается на «Яндекс.Маркете». Сооснователь и гендиректор другого крупного российского онлайн-ритейлера Lamoda Флориан Янсен также говорит о том, что рынку «есть куда расти», напоминая, что в России лишь 7% одежды и обуви продается через интернет, тогда как в Великобритании — 30%. Он надеется, что появление нового крупного игрока улучшит логистическую инфраструктуру рынка, не опасаясь при этом растущей конкуренции: «Сейчас на рынок приходят игроки, которые ориентируются на то, чтобы стать "русским Amazon", но даже у самого Amazon не так хорошо получается торговать одеждой и обувью. Это совершенно особый сегмент рынка».
Впрочем, не все участники рынка уверены в перспективах СП, учитывая, что сделка между его участниками еще не закрыта. Часть из них указывают, что пока не до конца понятны состав активов новой компании AliExpress Russia и потенциальное распределение выручки между различными структурами. При этом большинство согласны, что российский рынок в целом может выиграть от завершения сделки.
Роман Рожков, Владислав Новый