Российские операторы MVNO показали рост в процентах

ИАА «Рустелеком» опубликовало результаты исследования рынка виртуальных мобильных операторов в стране. По данным агентства, в 2012 году клиентская база российских MVNO выросла почти на 20 % и превысила 1,35 млн абонентов. Результаты сравнения экспертных данных показывают, что количество абонентов MVNO в России в абсолютных цифрах за последний год выросло приблизительно на 250 тысяч.

По информации ИАА «Рустелеком», ресурс нумерации, выданный виртуальным мобильным операторам, составляет более 9 млн номеров. В то же время Федеральное агентство связи зарезервировало для российских MVNO-операторов 40 млн номеров в кодах 941, 958, 959 и 999.

Как отмечается в сообщении агентства «Рустелеком», на отечественном телекоммуникационном рынке работает около 20 операторов связи, которые позиционируют себя как MVNO или pre-MVNO. При этом лицензии MVNO имеют на руках более 70 российских компаний, и 30 операторов, использующих модель MVNO, уже получили нумерацию в кодах 941, 958, 959 и 999.

До конца 2013 года 20 операторов, согласно условиям выданных им лицензий, должны начать предоставление услуг по модели виртуального мобильного оператора. Наибольшая концентрация виртуальных мобильных операторов сейчас наблюдается в Москве и Московской области, однако в перспективе ситуация может измениться, считают аналитики ИАА «Рустелеком».

Судя по нумерации, полученной виртуальными мобильными операторами, к наиболее перспективным для развития MVNO-проектов, помимо Москвы и Московской области, относятся Нижегородская область (на ее долю приходится 13 % всей выданной нумерации MVNO), а также Санкт-Петербург и Ленинградская область (11 %).

Как отмечается в сообщении ИАА «Рустелеком», первым успешным MVNO в мире стал Virgin Mobile UK, запущенный в Великобритании в 1999 году; сейчас в мире действуют более 800 операторов MVNO, которые обслуживают в общей сложности свыше 100 млн пользователей.

По количеству выданных MVNO-лицензий в тройку наиболее популярных субъектов, наряду с обеими столицами, входит Волгоградская область.

«Модель MVNO пока не получила широкого распространения в России. У базовых операторов пока нет правовых стимулов к предоставлению ресурсов виртуальным мобильным операторам. Российские компании, оказывающие услуги по модели MVNO, нуждаются в дальнейшем укреплении нормативной базы и, в частности, облегчении условий подключения к действующим сетям мобильной связи», – отмечают аналитики ИАА «Рустелеком».

Как отметил ранее в интервью SPbIT.ru руководитель отдела по работе с операторами компании «ВестКолл» Евгений Гуревич, мобильные операторы пока не заинтересованы работать по такой схеме (MVNO), так как они приобрели операторов фиксированной связи и определенным образом распределяют этот рынок между собой. По его мнению, в настоящее время данное направление еще недостаточно отрегулировано.

В пресс-службе Северо-Западного отделения «Билайн» уточнили, что до сих пор не получали по-настоящему интересных предложений от операторов об организации работы в рамках MVNO, хотя такие предложения поступают регулярно.

По данным аналитического агентства J'Son & Partners Consulting, к концу 2011 года в России уже насчитывалось около 1,1 млн абонентов MVNO, что составляло менее 0,5 % абонентской базы сотовых операторов (для сравнения, в странах западной Европы, таких как Бельгия или Нидерланды, доля абонентов MVNO среди всех абонентов сотовой связи колеблется от 15 % до 30 %), и эта абонентская база практически не росла с середины 2010 года. Примечательно, что более половины рынка (около 600 тыс. абонентов) в тот период занимал действующий оператор сотовой связи «МегаФон» с проектом «Просто для общения».

Таким образом, рост абонентской базы MVNO в России за год составил около 250 тысяч абонентов.

В соответствии с ранее озвученными прогнозами J’son&Partners, MVNO-операторы к 2012 году должны были занять 2,3 % российского рынка услуг подвижной связи.

Согласно данным аналитического отчета Advanced Сommunications & Media (AC&M), количество абонентов сотовой связи в России за IV квартал 2012 года увеличилось и составило 230 млн 490 тыс. (число SIM-карт). Уровень проникновения сотовой связи в России, по данным на 31 декабря 2012 года, составил 161,3 % (160,9 %, по данным на 30 сентября 2012 года).

При этом, по данным Росстата, абонентская база российских операторов сотовой связи в 2012 году выросла по сравнению с 2011 годом на 2 % (около 460 тыс. абонентов).


Подробности

MVNO (Mobile Virtual Network Operator) – оператор подвижной радиотелефонной связи, оказывающий услуги связи под собственным брендом, но с использованием инфраструктуры и радиочастотных ресурсов других операторов.

Модели бизнеса MVNO различаются по степени разделения обязанностей в цепочке создания ценностей для абонента.

Провайдер услуг – в этой модели MVNO продает стандартные услуги оператора-партнера под собственным брендом. Тарифы на услуги устанавливаются с согласия «материнского оператора», MVNO берет на себя функции маркетинга и продаж, может самостоятельно заниматься обслуживанием абонентов.

Провайдер комплексных услуг – MVNO имеет собственные технологические платформы, призванные расширить спектр услуг, предоставляемых «своим» абонентам, позволяющие изменять выбор тарифных планов. В этом случае провайдер закупает трафик оператора по оптовой цене и реализует его абонентам в рамках собственных тарифных планов. Как правило, в этом случае необходимо обслуживание абонентов силами MVNO.

Полноформатный MVNO – оператор, независимый от оператора связи, сеть которого используется для оказания услуг, получивший соответствующую лицензию регулятора и выстраивающий полную инфраструктуру оператора сети мобильной связи (кроме строительства радиоподсистемы). Как правило, под этим понимается получение собственной номерной емкости и кода сети. Такие операторы могут работать с различными операторами, в том числе вступая с ними в конкуренцию.

Автор: Геннадий Мухатдинов.

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: сотовые операторы, мобильные операторы, сотовая связь, MVNO, операторы мобильной связи России