Инициативы российских законодателей могут создать большой спрос на услуги дата-центров. Во-первых, 22 апреля Дума одобрила в третьем чтении пакет поправок в закон об информации, который заставляет владельцев всех интернет-площадок, предназначенных для общения пользователей друг с другом, хранить их трафик на территории России не менее полугода (под угрозой блокировки). Во-вторых, Минкомсвязи вернуло на публичное обсуждение приказ, обязывающий интернет-провайдеров хранить весь трафик, прошедший по их сетям, не менее 12 часов. И то и другое нужно на случай, если перепиской или разговорами пользователей заинтересуются спецслужбы.
Обе инициативы политические, констатируют опрошенные "Ведомостями" эксперты рынка хранения данных, но могут иметь и экономические последствия — если вступят в силу. Интернет-компании и провайдеры будут вынуждены тратиться на хранение огромных массивов информации, а владельцы дата-центров получат дополнительный доход.
Не вполне ясно, правда, какой объем информации предстоит хранить интернет-компаниям, говорит ведущий аналитик Ru-Center (регистратор доменов и владелец дата-центров) Александр Венедюхин: то ли это все сообщения, отправленные и принятые пользователями за полгода, то ли только аутентификационные данные (время подключения и отключения конкретного пользователя). Дословно в поправках сказано, что хранению подлежит информация "о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей", а также данные о самих пользователях. Один из авторов поправок — депутат Ирина Яровая обещала, что сами сообщения хранить не придется, а только данные о времени нахождения пользователя в сети.
Компании масштаба Mail.ru полугодовое хранение такой информации обойдется в $4-5 млн, оценивает аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Более крупной интернет-компании — примерно в $10 млн, считает директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова.
Получается, что если Facebook, Twitter, WhatsApp, Google и Skype согласятся хранить данные на серверах в России, то российский рынок хранения данных увеличится на $40-100 млн в год. Это существенный рост для рынка, прошлогодний размер которого Казарян оценивает в 5 млрд руб. (около $140,2 млн).
Как правило, западные интернет-компании не держат серверы в России, говорил недавно "Ведомостям" исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета Матвей Алексеев. Вчера представители Google и Skype отказались от комментариев, пресс-службы Facebook и WhatsApp не ответили на вопросы "Ведомостей", с представителем Twitter связаться не удалось.
А сколько потратят на хранение трафика интернет-провайдеры? Только сотовые операторы израсходуют на создание таких систем более 1 млрд руб., оценивает РСПП, плюс еще 100 млн руб. в год на эксплуатацию. Всю инфраструктуру операторам придется строить самим, так как законодательство о персональных данных запрещает доверять их хранение посторонним, даже российским компаниям, передал "Ведомостям" гендиректор Ru-Center Александр Панов. У "Вымпелкома" нет необходимости прибегать к услугам сторонних строителей дата-центров, подтверждает его представитель Наталья Ташкеева. Представители МТС, "Мегафона" и Tele2 воздержались от комментариев.
Небольшой компании для хранения информации о пользователях потребуется 3000 серверов (по 1 Тб каждый), компании покрупнее — в 5-6 раз больше, оценивает бывший чиновник Минкомсвязи. Сейчас многие российские центры обработки данных (ЦОД) пустуют, но если западные интернет-компании надумают хранить данные в России, то все эти мощности будут загружены и их еще будет мало, прогнозирует он. Мощности большинства действующих ЦОД практически исчерпаны, особенно в Москве, возражает директор департамента дата-центров "Техносерва" Алексей Карпов.
Впрочем, большая часть зарубежных интернет-компаний подчиняться новому требованию не станет, предполагает бывший чиновник и приводит пример: российский закон не позволяет применять иностранные средства шифрования данных в интернете, но их уже несколько лет используют, например, российские банки. Казарян тоже сомневается, что западные компании станут активно строить и арендовать дата-центры в России. Если же это все-таки произойдет, то в выигрыше будут владельцы крупных ЦОД — "Ростелеком", Ru-Center, "Крок", "Техносерв", констатирует он.
У "Ростелекома" разветвленная сеть дата-центров и компания постоянно развивает их, говорит ее представитель, не уточняя, какова их мощность и загруженность. Готов строить ЦОД для западных компаний и "Техносерв". Запросов от них пока не было, говорит его представитель, но ресурсы для выполнения таких проектов у компании есть.
Елизавета Серьгина