Председатель Правительства Михаил Мишустин утвердил изменения в план по реализации Стратегии развития экспорта услуг, рассчитанной до 2025 г. Документ дополнился шестью новыми мероприятиями, в том числе в сфере образования и медицины.
Так, до конца мая 2021 г. будет разработан план действий по развитию экспорта в сфере общего и среднего профессионального образования. В рамках этой работы профильные ведомства проведут анализ конкурентных преимуществ российских образовательных программ и технологий, а также анализ спроса и предложения на такие услуги.
Напомним, что стратегия развития экспорта и план по ее реализации утверждены правительством в 2019 г. Среди основных направлений – транспорт, строительство, туризм, IT-технологии, медицинские и образовательные услуги.
Выступая с ежегодным отчетом правительства в Государственной Думе, Председатель Правительства Михаил Мишустин отметил, что, несмотря на все сложности, страна сохранила позиции на внешних рынках и даже нарастила поставки за рубеж. Увеличился экспорт услуг, например, в сфере информационных технологий – более чем на 6,5%. "Налоговый маневр в этой области позволил создать комфортные условия для ведения бизнеса, появления новых продуктов, привлечения и удержания квалифицированных специалистов в России", – сказал Михаил Мишустин.
"Российское высшее образование имеет весьма неплохие позиции на мировом образовательном рынке. Его экспорт стабильно растет все последние годы. До пандемии коронавируса Россия по численности иностранных студентов входила в первую 10-ку стран с показателем 6% от общей численности иностранных студентов в мире. Конкурентное преимущество – преподавание на русском языке для студентов из стран СНГ и Балтии, очень неплохое соотношение цены и качества высшего образования для платных студентов, невысокая стоимость проживания в российских городах по сравнению со странами конкурентами", - рассказывает директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.
По ее словам, наиболее востребованы российские программы по инженерному делу, медицине, экономике и менеджменту. Быстро растет спрос на программы по педагогике и русскому языку, по информационным технологиям. "У нас не только есть шанс выйти на международный рынок, мы на нем давно и вполне заметно присутствуем. Речь идет о расширении нашего присутствия, и пандемия коронавируса в настоящее время дала шанс увеличить присутствие на этом рынке. Сейчас соотношение цена/качество еще больше выглядит в пользу российского образования", - считает Татьяна Клячко.
По оценке директора учебного центра "Сетевая Академия Ланит" Марины Макаровой российская система образования имеет целый ряд преимуществ: фундаментальность, системность, методичность. Еще одна сильная сторона российских образовательных программ, по словам Марины Макаровой, состоит в процессе обучения в том, что у нас "что" не подменяется на "как", когда важнее содержание, а не форма.
По ее мнению, наиболее удачным примером российского образовательного ПО, является iSpring – технологическая компания, создающая ПО и платформы для дистанционного обучения. "Экспертам iSpring уже удалось завоевать признание 54тыс. компаний, и это не предел", - отмечает Марина Макарова. Она считает, что у российских образовательных программ и решений есть все шансы выйти на международный рынок. "Более того, российские программы и решения уже успешно выходят на международный рынок. Разработки той же iSpring представлены в 155 странах мира. У российских образовательных организаций для успеха на международном рынке есть и потенциал, и отличные наработки. Остальное – вопрос времени и вложений", - рассказывает Марина Макарова.
"Оценивая конкурентные преимущества российского образования, необходимо отметить, что оно – правопреемник советского образования, считавшегося лучшим в мире. 80% наработок советской школы перешли в российскую школу", - отмечает генеральный директор компании "Мобильное электронное образование" (входит в группу "Ланит") Александр Кондаков. По его словам, основное преимущество советского образования заключалось в ориентации на решение задач социально-экономического развития государства. "Внешкольное образование (то, что мы сегодня называем кружками) в свое время было разработано и использовано для того, чтобы усилить технологическое развитие Советского Союза, вырастить новые профессиональные кадры. Это, к слову, касается и всех действующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). К примеру, стандарта среднего общего образования, который предполагает возможность углубленного изучения отдельных предметов в соответствии с запросами и интересами обучающихся, а также изменениями, происходящими на рынке труда. Главный недостаток нашего образования - ориентация на систему ОГЭ/ЕГЭ. Однако наиболее удачные образовательные программы работают уже не на количественные результаты, а на личностное развитие обучающихся", - объясняет Александр Кондаков.
Александр Кондаков считает, что на международном рынке будут востребованы те образовательные платформы, которые создадут среду формирования и развития личности, удовлетворения любых образовательных запросов обучающихся. Он подчеркивает, что важным будет и формирование индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих особенности каждого ученика (состояние здоровья, эмоциональное состояние). По его словам, это то, что сегодня формирует будущее образования. "Первостепенное внимание нужно уделять использованию инструментов искусственного интеллекта, цифровых помощников для учителя, учащегося и его семьи. Это очень сложные вещи, которые связаны не только с технологическими и дидактическими решениями, но и вопросами этики, ценностями, взаимоотношениями между людьми", - говорит Александр Кондаков.
Руководитель направления по работе с системой образования компании Softline Сергей Терлецкий отмечает, что российский рынок образовательных решений сильно привязан к требованиям государственных стандартов образования и к методическим требованиям российских регуляторов, поэтому отечественные образовательные решения чаще всего являются адаптацией импортных продуктов под отечественные реалии. "Хотя имеются прорывные технические решения в отдельных областях, к примеру, как VR-технологии в обучении. Например, тот же Netleboх, или VR-Concept. Много других примеров можно найти среди Сколковских резидентов, но пока это не сложилось в общую среду взаимодействия с педагогами-методистами на уровне страны. Методики STEAM, робототехника - все базируется на импортной основе, хотя есть чудесное популяризаторское решение от "Амперки" по созданию различных автономных устройств на базе "Ардуино" с великолепным методическим пакетом", - объясняет Сергей Терлецкий.
Анна Сапрыкина