Интерес российских операторов связи к услугам трансконтинентального транзита трафика и объединению коммуникаций Европы и Азии на базе волоконно-оптической сетей, проложенных по территории России, поднялся более пятнадцати лет назад. Уже в 2004 году «ТрансТелеКом» запустил в коммерческую эксплуатацию новый маршрут, состыковав свою сеть с ВОЛС китайского монополиста China Unicom и монголькой сетью связи, принадлежащей Улан-Баторской железной дороге.
К тому времени хорошие перспективы на этом рынке были и у «Ростелекома»: компания уже организовала выходы на европейские сети и начала сотрудничество с азиатскими операторами из Китая, Южной Кореи и других стран. Проект TEA был запущен в 2004 году, а в 2018 году началась его модернизация, пропускная способность магистрали увеличилась до 2 Тб/с.
В свою очередь, «МегаФон» в 2013 году запустил в коммерческую эксплуатацию трансконтинентальную магистраль DREAM (Diverse Route for European and Asian Markets) пропускной способностью до 8 Тб/с.
Но уже завтра, как прогнозируют аналитики, этих объемов будет недостаточно. Согласно оценке J'son & Partners Consulting, к 2021 году общий спрос на международные каналы связи в России достигнет свыше 28 Тбит/с, а к 2026 – свыше 100 Тбит/с. Аналические агентства и эксперты вендоров сетевого оборудования свидетельствуют о том, что цифровизация всех отраслей экономики, развитие дистанционных сервисов, стриминга видео и коммуникаций при помощи ВКС вызывают взрывной рост потребления трафика и, соответственно, кратно увеличивают нагрузку на каналы передачи данных. При этом Азиатский регион является активным потребителем контента, расположенного на европейских серверах. Представитель «Ростелекома», отвечая на запрос SPbIT.ru, указал, что строительство и расширение трансконтинентальных ВОЛС – общерыночная тенденция.
Михаил Осеевский, президент ПАО «Ростелеком»
Каким образом будут проложены эти ВОЛС – другой вопрос. «Ростелеком» стремится модернизировать уже существующий проект TEA и придать магистральному каналу беспрецедентные характеристики для того, чтобы не только предоставлять релевантные услуги зарубежным провайдерам, но и обепечить собственные потребности внутри страны. По словам Михаила Осеевского, проект TEA NEXT стоимостью около 40 млрд рублей компания собирается реализовать в течение трех лет. Важно, что на всех участках магистрали будут задействованы местные подрядчики и отечественные производители телекомуникационного оборудования. «Таком образом, для Сибири и других регионов это хорошая возможность поддержать экономику, обеспечить занятость людей. Магистральная линия потребует обслуживания по крайней мере в течение 20-25 лет. Кроме того, проект потребует поставки оптических кабелей, систем передачи информации и другого оборудования – наши партнеры наверняка примут в нем участие. Новая магистральная ВОЛС позволит «Ростелекому» увеличить несырьевую экспортную выручку – то, что как раз является одной из целей трансформации российской экономики, – и закрепиться на глобальном рынке», – отметил глава «Ростелекома».
Для «МегаФона» же прокладка подводного оптоволоконного кабеля – проект Arctic Connect – станет новым опытом. Тем не менее, готовность оператора и его западных партнеров инвестировать в этот проект более 1 млрд долларов говорит об огромном интересе к новой инфраструктуре всех участвующих сторон. «Потребность в магистральных линиях связи растет на фоне быстрого увеличения объемов международного трафика: в ближайшие пять лет объем трафика «Европа – Азия» вырастет на 200%. «МегаФон» объявил о проекте более года назад – меморандум о создании международного консорциума по строительству первой трансарктической линии связи был подписан с финским инфраструктурным оператором Cinia Oy в июне 2019 года. Мы находимся на этапе морских изысканий, которые необходимы для определения оптимального маршрута прокладки линии связи вдоль Арктической зоны России и выбора мест строительства отводов на прибрежную территорию», – сообщили в пресс-службе оператора. Для России значение данной инициативы также велико: отводы от главной магистрали, предусмотренные по плану, обеспечат качественной связью арктические регионы, во многих из них исчезнет зависимость от спутниковой связи. Это, в свою очередь, привлечет в экономически перспективные регионы промышленные предприятия и молодых специалистов.
Геворк Вермишян, генеральный директор ПАО «МегаФон»
«Азиатско-Тихоокеанский регион – Китай, Южная Корея, Япония – испытывает бурный рост технологий, эти страны – активные потребители трафика, но контент расположен по большей части в европейских дата-центрах», – подтверждает генеральный директор ПАО «МегаФон» Геворк Вермишян.
Прокладка оптоволоконного кабеля как по суше, так и под водой имеет определенные нюансы и риски. Так, сухопутный маршрут обслуживать гораздо проще, однако кабель, расположенный в земле или на воздушных опорах, значительно чаще выходит из строя из-за действий человека или стихии. Кабель в специальном исполнении, проложенный по дну океана, меньше подвержен повреждениям, но в случае инцидента возвращать его работоспособность долго и дорого.
Маршрут TEA NEXT (сверху) и Arctic Connect (внизу)
Помимо положительных откликов, оба проекта встречают и критику. Так, на Х Международной конференции «Transport Networks Russia & CIS: Развитие телекоммуникационных транспортных сетей в России и СНГ» (март 2019 года) прозвучало мнение о том, что сухопутный трафик из Азии в Европу выгоден разве что Китаю – остальные азиатские страны при транзите трафика в Европу через Китай и Россию делают петлю. Кроме того, сухопутный трафик оказывается для зарубежных операторов дороже, чем подводные маршруты.
Что касается «МегаФона» – выяснилось, что, помимо Arctic Connect, похожий проект («Северное сияние») в 2020 году готовилась реализовать компания «Супертел», причем идея этой инициативы зародилась еще в 2017 году. Правда, во втором случае о трансконтинентальной ВОЛС речи не шло: «Супертел» намеревался соединить Мурманск с Владивостоком. Будут ли эти проекты сосуществовать, или (что более вероятно) первый игрок поглотит второго, – пока неизвестно.
TEA NEXT и Arctic Connect. Сходства и различия
Скепсис по поводу проектов «Ростелекома» и «МегаФона», вероятно, имеет основания. Но на фоне общемировых трендов эти инициативы выглядят совершенно логичными и отнюдь не авантюрными – как и любое другое развитие инфраструктуры. Например, «Ростелеком» через несколько лет так или иначе пришел бы к необходимости модернизации магистральной сети – ведь срок службы старых ВОЛС, построенных более 20 лет назад, истекает. Кроме того, оба проекта крайне важны для внутренних потребностей страны. И это, на наш взгляд, ключевое их достоинство.