Основной темой дискуссии первого пресс-клуба РУССОФТ в 2021 году стали внешние факторы, влияющие на ИТ-индустрию: пандемия, цифровая трансформация и импортозамещение.
Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ»
«Мы считаем, российская ИТ-индустрия пережила пандемию. И мы пригласили тех людей, которые это сделали и продолжают развивать свой бизнес. Они здесь для того, чтобы поделиться своими впечатлениями и рассказать, как на их бизнес повлияли внешние факторы», – рассказал в приветственном обращении к участникам мероприятия президент НП «РУССОФТ» Валентин Макаров. По традиции он привел статистику, согласно которой экспорт продукции российских производителей ПО по итогам 2020 года увеличился на 5-10%, а их продажи на внутреннем рынке выросли не менее, чем на 3-5%. Драйверами индустрии стали решения в сферах искусственного интеллекта, облаков, приложений для удаленной учебы, работы и развлечений, решений для обеспечения ИБ в распределенных корпоративных сетях.
Цифровая трансформации в условиях импортозамещения
«За последние пять лет стало очевидно, что цифровая трансформация неизбежна для коммерческих компаний и для государства в целом», – взял слово Александр Глазков, управляющий директор «Диасофт». Он уверен в том, что, несмотря на трудности, с которыми российские компании преодолевали «коронакризис», 2020 год дал им стимул для дальнейшего развития.
По мнению спикера, под цифровой трансформацией понимают обычно два тренда: систематизацию и обработку большого массива данных для вычленения из него полезной информации, перенос продуктов и услуг в цифровое пространство. Компании, которые смогут выстроить аналитические центры и встроить их в текущую работу, а также те организации, которые эффективно движутся в сторону цифровизации бизнес процессов, получат сильные конкурентные преимущества на рынке.
«Диасофт» строит российскую экосистему цифровой трансформации: в 2020 году платформа Digital Q внесена в реестр отечественного ПО. Платформа представляет собой многокомпонентную среду для ускоренной разработки и развертывания учетных, аналитических, а также поддерживающих операционную работу бизнес-приложений.
Сергей Пуцин, руководитель департамента развития продукта Docsvision
«Мы в какой-то степени были готовы к цифровой трансформации. В условиях экономической нестабильности продуктовым ИТ- компаниям важно иметь продукт, который востребован, надежен и нужен рынку», – отметил следующий спикер, Сергей Пуцин, руководитель департамента развития продукта Docsvision.
2020 год, по его словам, не привнес новые тренды или процессы, а ускорил то, что назревало и постепенно развивалось уже давно. Цифровая трансформация бизнеса – преобразование, связанное с автоматизацией и заменой рутинных, ручных операций автоматизированными. Это также перестройка моделей бизнеса, основанная на анализе больших данных. Многие компании в 2020 году увидели в этом возможность повышения своей эффективности, сокращения издержек и охотно инвестировали в такие технологии. Востребованными оказались удаленная работа, ЭДО, решения для обеспечения непрерывности бизнес-процессов. Они останутся актуальными и продолжат развиваться, давая стимул ИТ-компаниям двигаться в этом направлении.
Олег Баранов, управляющий партнер «Неофлекс»
«Я бы отделил автоматизацию от цифровой трансформации», – начал Олег Баранов, управляющий партнер компании «Неофлекс». Автоматизация бизнес-процессов, соответственно, – это преобразование имеющихся процессов с точки зрения эффективности, оперативности и уменьшения их стоимости. В свою очередь, цифровая трансформация – это предоставление услуг и продажа продуктов, а также обслуживание клиентов онлайн.
Продуктовые ИТ-компании больше вовлечены в проекты цифровой трансформации. Сейчас конкуренция крупных компаний идет за то, кто быстрее перейдет от офлайн-продаж своих продуктов и услуг к обслуживанию клиентов онлайн. Тот, кто окажется наиболее эффективен, выиграет конкурентную борьбу.
«Крупные компании, обслуживающие миллионы клиентов, используют сложные информационные системы, состоящие из множества слоев. Каждый слой – это некоторое системное программное обеспечение, разработанное, к сожалению, не в России, – продолжил Олег Баранов. – Развитие этих технологий происходит чрезвычайно стремительно. А это значит, что бизнес-приложения, разрабатывающиеся на базе этих платформ, живут недолго. Время на разработку этих приложений сокращается. В такой ситуации для того, чтобы российским компаниям встроиться в эту систему из множества слоев и начать создавать хотя бы единичные компоненты, необходимо вкладывать колоссальные инвестиции и двигаться очень быстро».
Как пандемия, цифровая трансформация и импортозамещение влияет на IT-индустрию в регионах
В будущем сотрудник будет выбирать работодателя, а не наоборот, считает Максим Болотов, генеральный директор INOSTUDIO. И так как пандемия размыла границы офисной и удаленной работы, кадровый вопрос стал наиболее существенным для регионов. Таганрог (город, в котором расположен центральный офис компании) – регион развитого ИТ, и конкуренция по кадрам здесь идет давно.
Максим Болотов, генеральный директор INOSTUDIO
«Для решения этого вопроса мы создали ассоциацию BRAINHORN, чтобы повысить привлекательность жизни IT-специалистов в городе, дать новые возможности личного и профессионального развития. В этом заключаются факторы роста ИТ-бизнеса в регионах», – отметил спикер. Максим Болотов вместе с коллегами в Ростовской области создали PR-проект «IT-столица России Таганрог». Компании развивают образовательные активности, сотрудничают с муниципалитетом, устраивают ИТ-фестивали.
Рустам Рустамов, заместитель генерального директора «Ред Софт»
Ростовская область, по отчетам РУССОФТ, стала одним из регионов с самыми высокими темпами роста в IT индустрии. О развитии регионального ИТ-рынка продолжил разговор Рустам Рустамов, заместитель генерального директора «Ред Софт».
Показатели преимущественного использования отечественного ПО в 50-60% в региональных органах власти и муниципалитетах, заложенные в методических рекомендациях Минкомсвязи (ныне Минцифры), не были достигнуты. Одна из проблем - государственные информационные системы. До сих пор они требуют наличие Windows, браузера Explorer и т. д. – и это тормозит массовый переход на отечественное ПО.
Еще один отрицательный фактор – фактор бюджета. Часть бюджетов в 2020 году была направлена на борьбу с COVID-19, часть мероприятий перехода на отечественное ПО была перенесена на 2021 год.
«К сожалению, мы наблюдаем, что в России все делается в последний момент», – добавил Рустам Рустамов. Заказчики ИТ-вендоров поздно осознали необходимость перехода на отечественные решения, хотя задача по переводу инфраструктуры на отечественные технологии стояла давно. Заказчики не находили ответа: зачем им необходимы отечественные продукты в области инфраструктуры. Однако в начале февраля 2021 года вышел президентский указ об оценке эффективности деятельности губернаторов, и одним из показателей этой оценки является цифровая зрелость регионов с учетом использования отечественных технологий. Производители надеются, что эта оценка послужит толчком для более интенсивного перехода на отечественные технологии.
Нюансы импортозамещения в России
Алексей Смирнов, генеральный директор «Базальт СПО»
«Речь идет о технологической независимости», – начал свое выступление Алексей Смирнов, генеральный директор «Базальт СПО». В обозримом будущем всем компаниям в стране предстоит работать в среде, построенной на отечественных технологиях. Так, субъектам КИИ необходима российская защищенная операционная система, работающая на отечественном железе и совместимая с отечественным ПО.
В 2020 году субъекты КИИ приобрели 70 тысяч лицензий ОС «Альт» (внесена в Единый реестр российского ПО) – она работает на семи аппаратных архитектурах, в их числе почти все российские процессоры и наиболее популярные зарубежные.
«Также есть внешние препятствия, связанные с решениями вопроса технологической независимости на государственном уровне, которые мы техническими средствами преодолеть не можем: несовместимость значительной части государственных информационных систем с отечественными операционными системами. Нам пришла помощь со стороны Microsoft, которая заявила, что браузер Internet Explorer больше не поддерживается и не поставляется. Вместо него будет Edge, который с этими технологиями тоже не работает. Поэтому организациям придется модифицировать свои системы», – добавил спикер.
Проблематика господдержки продуктовых компаний-разработчиков
«Очень сложно развиваться и конкурировать с западными компаниями, потому что в разработку нужно вкладывать огромные инвестиции», – заявил Владимир Комов, генеральный директор компании «Форсайт».
Владимир Комов, генеральный директор компании «Форсайт»
Большую долю этих инвестиций создает государство. В 2020 году Правительство РФ приняло пакет мер поддержки ИТ-сферы: например, налоговый маневр, который воспринимается неоднозначно. Конечно, это является стимулом в условиях пандемии, но эти меры не учитывают всего ландшафта ИТ-рынка. Государство создает спрос на цифровизацию госсектора, при этом недостаточно проработав правила закупки и замещения тех или иных систем.
«Для нас большая проблема в том, что многие ведомства требуют раскрытие кода и передачи его им непосредственно, либо в банк хранения кода и алгоритмов, что недостаточно хорошо функционирует. Для нас это запрет на участие в тендерах», – добавил спикер.
Государство фактически предъявляет спрос на заказную разработку. По нескольку раз разрабатываются одни и те же механизмы, деньги тратятся неэффективно. В результате государство и заказчики получают рабочие системы, цифровизация идет, но не остается продукта конкурентноспособного, который могут использовать аналитические, мобильные платформы.
«В этом мы видим большую проблему. На наш взгляд, задача регулятора определить правила игры на ИТ-рынке для создания государственных систем. Изменение правил или их уточнение способствовало бы российским разработчиком прикладных цифровых платформенных решений в получении необходимых инвестиций для создания современных востребованных функций», – резюмировал Владимир Конов.
Экспорт российских IT продуктов
«Экспортный потенциал российских разработчиков программного обеспечения не вызывает сомнений. Мы разработали медицинскую информационную систему в Австралии. 30% жителей Австралии пользуется нашим программным обеспечением. Не нужно бояться выходить на западные рынки», – уверен Владимир Литошенко, старший вице-президент First Line Software. Его компания больше 70% бизнеса осуществляет в США, Европе и Австралии.
Владимир Литошенко, старший вице-президент First Line Software
До пандемии продажи строились по принципу «человек человеку», на уровне личного общения. В марте все это изменилось. В американском бизнесе апрель-май новые проекты не стартовали. Компании следили за тем, что будет дальше. Но вместо «заблокированной двери» появились новые возможности: больше не нужно ничего ввозить, можно продавать свои слуги и товары удаленно. Больше нет границ, продавать продукт или услугу можно везде. «Мы запустили онлайн маркетинг, вебинары и благодаря пандемии расширили свою географию маркетинга и продаж до всего мира», – поделился опытом спикер.
Пожалуй, основной оптимистичный тезис российских вендоров софта можно выразить просто: 2020 год показал, что пандемия – это неприятно, но с этим можно жить, и мы справились.