Об этом заявили участники круглого стола, прошедшего на прошлой неделе в рамках IX Международного навигационного форума.
"Консолидированное мнение членов партнерства в том, чтобы оператор (АО "ГЛОНАСС" - Прим. ComNews) занимался предоставлением доступа к своей инфраструктуре, работая с конечными потребителями только через сервис-провайдеров, контент-провайдеров, партнеров, которые имеют компетенцию в определённых нишах: цифровой телематики, поисковых услуг, информационных услуг и так далее, - отметил президент НП "ГЛОНАСС" Александр Гурко. - Такая бизнес-модель позволит привлечь инвестиции для создания новых услуг, доработки платформы ЭРА-ГЛОНАСС". Он также выразил надежду, что позиция членов некоммерческого партнерства будет учитываться при разработке стратегии оператора.
Александр Гурко напомнил, что еще два года назад сотовые операторы активно претендовали на то, чтобы работать с потребителями информационно-навигационных услуг напрямую, а сейчас обсуждаются вопросы многопрофильности SIM-карты: должен ли там быть профиль ЭРА-ГЛОНАСС коммерческим или бесплатным.
"Урегулирование коммерческих разногласий между АО "ГЛОНАСС" и "большой сотовой четверкой" - непростой вопрос, и руководству компании предстоит его решать в самом близком будущем", - считает генеральный директор АО "Группа Телематика-Один" Александр Куканов. По его словам, сам факт решения о создании акционерного общества говорит "как минимум о том, что на сегодня задачи развития системы ЭРА-ГЛОНАСС, и коммерциализации услуг поверх этой инфраструктуры, до сих пор находятся в фокусе первых лиц государства".
В то же время Александр Куканов отмечает, что рынок опасается, что создание такого игрока может нанести ущерб конкурентной среде, сформировавшейся на территории РФ. Сегодня около 1,5 тыс. российских организаций считают себя участниками рынка информационно-навигационных услуг - как правило, это небольшие компании, которые конкурируют друг с другом на ограниченных территориях.
"Мы ожидаем, что оператор, основной задачей которого будет стать в обозримой перспективе операционно безубыточной компанией и избавить государство от издержек по содержанию инфраструктуры для передачи сигнала при аварии, с одной стороны, стимулирует значимый рост телематических услуг на транспорте в России, с другой - возьмет на себя роль мостика между множеством конкурирующих на локальном уровне организаций и поможет сформулировать направления, по которым они могли бы развиваться, задавая какие-то тренды", - суммировал Александр Куканов. Глава "Телематики Один" хотел бы, чтобы регулирующая роль АО "ГЛОНАСС" не переходила границ разумного, чтобы был конструктивный диалог между бизнесом, гражданами и государственным оператором.
"Рынок ждёт от АО "ГЛОНАСС" конструктивного сотрудничества и понятного диалога, чтобы наше взаимодействие могло принести всем пользу, - подтверждает президент ГК "Цезарь Сателлит" Леонид Огарев. - Это может сохранить и сэкономить бюджетные средства, и этот опыт крайне полезен".
Одна из главных проблем российского рынка, по словам Александра Гурко, в том, что он маленький и очень сегментированный. "Если стоит задача выхода на самофинансирование, у оператора нет другого выбора, кроме как создавать вокруг себя систему партнеров", - утверждает президент НП "ГЛОНАСС". Вместе с тем он полагает, что "бояться" стоит не АО "ГЛОНАСС", а зарубежных игроков, которые будут выходить на российский рынок и пытаться на нем доминировать.
Целесообразным шагом Александр Гурко считает использование региональных навигационно-информационных систем (РНИС) "как партнеров, как региональных телематических операторов". В то же время он согласен, что все РНИСы отличаются по уровню, который зависит от компетентности их руководителей.
"Провал 2013-2014 гг. во многом связан с тем, что ярко выраженного лидера рынка не было. Во многом из-за этого пострадали небольшие компании. Сейчас меняется парадигма рынка, его модель", - резюмировал Александр Гурко. Успешной стратегией тех компаний, которые не станут частью оператора системы ЭРА-ГЛОНАСС, он считает специализацию на определенном сегменте рынка.
Как ранее сообщали СМИ, АО "ГЛОНАСС" предстоит обслуживать и развивать систему экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, работающую с начала этого года. В перспективе пяти-семи лет все новые автомобили будут выпускаться со встроенными терминалами ЭРА-ГЛОНАСС, соответственно АО "ГЛОНАСС" будет оперировать огромным массивом информации, позволяющим отслеживать передвижения всего автотранспорта в России.
Создание АО "ГЛОНАСС" идет с большим отставанием от графика. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству разработать план развития компании в июле 2014 г. Готовить документы должен был Минтранс. К началу 2015 г. — дате официального запуска системы ЭРА-ГЛОНАСС в штатном режиме — компания должна была быть сформирована, а ее штат укомплектован. В реальности же процесс застопорился прошлой осенью из-за разногласий Минтранса и Росимущества: ведомства спорили, кто должен контролировать работу и кадровую политику новой компании. Разногласия удалось снять только в конце декабря прошлого года, а ясность с кандидатурой генерального директора АО "ГЛОНАСС" наступила к концу января - им может стать председатель совета директоров ОАО "Ростелеком", бывший гендиректор "Связьинвеста" Вадим Семенов. Совет директоров оператора может возглавить министр транспорта РФ Максим Соколов.
"Процесс создания АО "ГЛОНАСС" завершится в течение нескольких недель, в мае будут определены первые лица компании, а в течение лета - сформирована стратегия оператора", - в свою очередь знает Александр Гурко.
Пока ЭРА-ГЛОНАСС обслуживают специалисты НП "ГЛОНАСС. В этом году на эксплуатацию системы бюджетом выделено 389 млн руб. Всего на создание ЭРА-ГЛОНАСС в 2011–2014 годах было затрачено 3,9 млрд руб. из федерального бюджета.
Даниил Сидоров