Крупнейший по обороту российский ретейлер X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») обсуждает со «Сбером» возможную продажу сервиса онлайн-доставки «Vprok.ru Перекресток». Компании сообщили о намерении расширить совместное сотрудничество в области электронной коммерции. В рамках этой сделки сервис «Vprok.ru Перекресток» может быть «присоединен к бизнесу электронной коммерции «Сбера» и будет развиваться внутри его экосистемы как часть маркетплейса «СберМегаМаркет», указано в совместном заявлении компаний.
Возможную стоимость и другие детали сделки компании не раскрывают, о результатах переговоров обещая сообщить дополнительно. В январе аналитики «Ренессанс Капитала» оценивали стоимость бизнеса экспресс-доставки X5 Group в 35–45 млрд руб., а Vprok.ru — в 15–20 млрд руб.
«Vprok.ru Перекресток» создавался как дополнительный сервис для клиентов сети «Перекресток», и со временем онлайн-гипермаркет превратился в самостоятельную бизнес-единицу в составе Х5, пояснил РБК через представителя главный исполнительный директор X5 Group Игорь Шехтерман. «Дальнейшее развитие этого бизнеса лежит в области создания полноценного маркетплейса», — говорит он.
X5 Group активно искала партнера для развития онлайн-гипермаркета, добавляет Шехтерман. По его словам, компания решила сфокусироваться на развитии различных каналов экспресс-доставки из магазинов «Пятерочка» и «Перекресток», которые быстро растут и экономика которых позволяет ретейлеру эффективно участвовать в цифровой гонке.
В июне 2021 года X5 Group выделила онлайн-бизнес в отдельную структуру: в него вошли онлайн-гипермаркет «Vprok.ru Перекресток», «Около» и сервисы экспресс-доставки из «Пятёрочки» и «Перекрестка». У экспресс-доставки общий товарооборот (GMV), как ранее сообщала X5 Group в своей отчетности, вырос в 2021 году в четыре раза по сравнению с годом ранее и достигла 30,8 млрд руб., количество заказов также выросло в четыре раза и составило почти 19,2 млн. Товарооборот «Vprok.ru Перекресток» рос более низкими темпами: в том же периоде он увеличился на 42,7%, до 22 млрд руб., количество заказов составило 4,7 млн (+ 30,1%).
По итогам трех кварталов 2021 года (последние доступные данные) выручка нефинансового бизнеса «Сбера», который входит в экосистему, выросла год к году в 2,8 раза — до 121,7 млрд руб. Наибольшую долю выручки принесла электронная торговля — общий товарооборот за этот период составил 62,9 млрд руб. За этот год он увеличился с 5,5 млрд руб.
В феврале «Сбер» объявил о масштабной реформе экосистемы: небанковский бизнес будет разделен на две отдельные экосистемы, а электронная коммерция выделена в отдельный холдинг. В этот холдинг войдут онлайн-площадки «СберМаркет», «СберМегаМаркет», «СберЛогистика», «Сбер Еаптека» и «СММ Ретейл», а также доля в совместном предприятии c VK (бывшей Mail.ru Group) — «О2О Холдинге». Холдинг возглавит Лев Хасис, который до недавнего времени занимал должность первого заместителя правления Сбербанка.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов убежден, что приобретение «Сбером» онлайн-гипермаркета поможет быстро увеличить присутствие на рынке и даст экономию на масштабе. «Сбер» получит клиентскую базу, склады, вероятно IT-решения ретейлера», — добавляет он.
Экспресс-доставка в большей степени дополняет бизнес традиционных магазинов сетей X5 Group, и именно она сегодня самый быстрорастущий сегмент на рынке онлайн, убежден аналитик по потребительскому рынку Райффайзенбанка Егор Макеев. У X5 Group, напоминает Макеев, есть обширные планы по наращиванию сегмента «жесткий дискаунтер» — магазинов «Чижик» — это требует большого внимания и инвестиций, а «Vprok.ru Перекресток» более самостоятельный бизнес, который размывает рентабельность EBITDA компании, объясняет аналитик возможный мотив выбора в пользу развития экспресс-доставки.
Анна Левинская