Директор по развитию бизнеса логистической компании Cainiao (входит в Alibaba Group) в России и СНГ Алекс Васильев с июня возглавит совместный проект «Яндекса» и Сбербанка по развитию трансграничной торговой платформы, рассказали “Ъ” два источника, знакомые с планами компаний. Сам господин Васильев, а также представители Сбербанка и Alibaba Group отказались от комментариев. Источник “Ъ”, близкий к Alibaba, подтверждает, что господин Васильев покинет Cainiao в июне.
«Алекс Васильев действительно присоединится к нашей команде»,— подтвердил представитель «Яндекс.Маркета», отказавшись конкретизировать планы по развитию проекта, который возглавит топ-менеджер. По словам источника “Ъ”, знакомого с планами по развитию совместной компании «Яндекса» и Сбербанка, в июне она намерена начать тестирование маркетплейса с китайскими товарами. Другой собеседник уточняет, что речь идет не только о китайских товарах, «а в принципе об азиатских с возможностью дальнейшего расширения географии».
Алекс Васильев имеет большой опыт работы с Китаем. До того как возглавить российский офис Cainiao, он был гендиректором по сервисам и логистике JD.ru, представительства китайской JD.com, а потом — вице-президентом китайской LeEco в России и Восточной Европе. Как сообщал ранее “Ъ”, Сбербанк недавно также привлек менеджера из российского офиса Alibaba Group: в апреле должность вице-президента банка занял директор по развитию бизнеса AliExpress в России и странах СНГ Марк Завадский, теперь он отвечает за партнерство Сбербанка с российскими и международными цифровыми компаниями.
«Марк Завадский и Алекс Васильев работали вместе несколько лет, поэтому нет ничего удивительного в том, что Алекс присоединился к команде»,— рассуждает сооснователь Data Insight Федор Вирин. Он напоминает, что трансграничная торговля — самая быстрорастущая категория на рынке e-commerce, что делает этот сегмент интересным и для СП Сбербанка и «Яндекса». По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли, доля зарубежного сегмента в общем объеме e-commerce в 2017 году выросла с 33% до 36%. Доля Китая традиционно составляет около 90% в объеме покупок российских пользователей в иностранных интернет-магазинах. На рост рынка повлиял и выход на него новых площадок, таких как Pandao (входит в Mail.ru Group), Joom и Wish. Как уже сообщал “Ъ”, раздел с китайскими товарами в 2017 году запустил и «Яндекс.Маркет». Как показал опыт Mail.ru Group и «Яндекса», у Alibaba Group «нет монополии на китайские товары, и этот кусок рынка становится очень привлекательным», констатирует господин Вирин.
«Яндекс» и Сбербанк объявили о намерении создать СП на базе «Яндекс.Маркета» в августе 2017 года. Сбербанк обязался вложить в него 30 млрд руб., партнеры оценили общий бизнес в 60 млрд руб., сделка была закрыта в апреле 2018 года. Развитие сегмента трансграничной онлайн-торговли — один из трех заявленных приоритетов новой компании. Двумя другими стали дальнейшее развитие «Яндекс.Маркета», который продолжит работать как площадка для выбора товаров и сравнения цен, а также создание маркетплейса для локальных продаж. В понедельник «Яндекс.Маркет» объявил о запуске бета-версии такого маркетплейса под брендом «Беру», пока он доступен для ограниченной аудитории.
Роман Рожков