Ситуацию, происходящую сейчас между Сбербанком и «Яндексом», с легкой руки авторов The Bell всё чаще называют разводом. Действительно, два крупнейших игрока на стыке финансового и ИТ-секторов много лет шли рука об руку. Так, с 2012 года Сбербанк владеет 75% доли в платежной системе «Яндекс.Деньги» (у самого «Яндекса» – блокирующий пакет, состоящий из доли 25% и одного рубля). Годом ранее, в 2011, платежный сервис интегрировался с системой Сбербанка и дал возможность своим пользователям пополнять балансы на счетах через «зеленые» банковские терминалы.
В свою очередь, торговая платформа-агрегатор «Яндекс.Маркет», запущенная еще в 2000 году, также привлекла внимание Сбербанка, изо всех сил стремящегося выйти за рамки только финансовой организации. Новость о приобретении банком доли в «Яндекс.Маркете» появилась в 2017 году, сегодня двум компаниям принадлежат одинаковые по объему активы этого маркетплейса: по 45% (остальные 10% распределены между менеджментом). Более двух лет совместными усилиями игроки развивали проект «Беру», запомнившийся активной маркетинговой кампанией и неоднозначными отзывами потребителей.
Теперь же все эти активы могут быть разделены: The Bell заявляет как минимум о четырех источниках, подтвердивших факт переговоров (разумеется, анонимно), да и пресс-службы обоих игроков не отрицают такого поворота событий. Эксперты, знакомые рынками финтеха и e-commerce, предполагают, что «Яндексу» придется выкупить у партнера долю в «Яндекс.Маркете», а Сбербанку – приобрести оставшийся пакет акций «Яндекс.Деньги».
О финансовой составляющей предполагаемой реструктуризации всерьез говорить пока трудно, однако экспертное сообщество снова делится предположениями. Фигурируют такие суммы, как 30 млрд рублей (первоначальные инвестиции Сбербанка в «Яндекс.Маркет») и 90 млрд рублей (общая оценка «Яндекс.Маркета»). По мнению неназванных собеседников, знакомых с рынком, для выкупа маркетплейса у банка «Яндексу» придется выставить часть своих акций на бирже. Интерес к ним могут проявить такие инвестиционные фонды, как Millhouse Capital (один из владельцев – Роман Абрамович) и ВТБ. Кстати, ВТБ также в партнерских отношениях с «Яндексом»: компании планируют запустить сервис для неопытных инвесторов.
Очевидно, что одна из основных причин разлада между Сбербанком и «Яндексом» – разные взгляды на развитие как в сфере финтеха, так и в электронной коммерции, а также взаимное сдерживание проектов с конкурентами. Возможно – слишком настойчивые претензии банка на максимальную интеграцию «Яндекса».
Также очевидно, что «Яндекс» не стремится к органичному развитию и продвижению своих сервисов. В «портфолио» компании такие громкие проекты, как объединение сервиса такси с UBER и многие другие. Впрочем, и Сбербанк отвечает тем же. Что это было – своевременный поиск новых ниш или истерика – покажет время.