По словам управляющей директора блока «Розничный бизнес» Сбербанка Светланы Кирсановой, этой весной Сбербанк уже перевел эмиссию всех классических дебетовых карт на бесконтактную технологию, а в августе 2017 года стартует эмиссия бесконтактных карт МИР, которых у компании насчитывается 2,7 млн штук.
Управляющий директора блока «Розничный бизнес» Сбербанка Светлана Кирсанова
В настоящее время уже более 9 млн карт Сбербанка оснащены бесконтактной технологией оплаты, а к концу 2017 года все новые карты компании, кроме карт моментальной выдачи и электронных (Visa Electron, Maestro, Maestro Социальная), станут бесконтактными. Одновременно с этим будет осуществляться поэтапный перевыпуск карт старого образца. При этом с лета данная процедура для клиентов банка будет бесплатна. Переходу на бесконтактные платежи способствует и технология Touch ID, позволяющая пользователям совершать покупки не вводя платежную информацию.
В апреле 2017 года Сбербанк стал первым российским банком, получившим сертификацию на Apple Pay, стартовавшую в России осенью прошлого года. Это позволило встроить функцию оплаты с помощью данной технологии в мобильные приложения эквайринговых партнеров банка. Только за месяц данный сервис был реализован в приложениях 20 российских компаний, включая «Аэрофлот», «Уральские Авиалинии», Anywayanyday.com, biglion.ru, «Утконос» и другие. Более 1 млн клиентов Сбербанка привязали свои карты к Apple Pay и Samsung Pay и совершили с их помощью 13 млн транзакций, из них 5.8 млн – проведено в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и т.д.), 6,2 млн – на остальной территории России, в том числе в небольших городах и населенных пунктах.
Бесконтактные платежи все более плотно интегрируются и в инфраструктуру общественного транспорта. Бесконтактная оплата банковской картой в общественном транспорте реализована на сегодняшний день в 11 городах России, что обеспечивает более 100 тыс поездок в месяц. А с 1 апреля 2017 года запущена оплата метрополитена банковской картой без необходимости пополнения кошелька – деньги поступают напрямую со счета плательщика. Нижний Новгород стал первым городом в России и третьим в мире после Лондона и Чикаго, где все турникеты в метрополитене (а не часть из них) способны работать в режиме безналичного приема платежей. Всего с момента запуска осуществлено уже более 20 тыс «бесконтактных» поездок.
Также Сбербанк развивает направление оплаты операций с помощью карт при покупке квартир и автомобилей.
Конечно, рынок безналичных платежей был бы невозможен без соответствующей инфраструктуры эквайринга. На 1 апреля 2017 года, парк pos-терминалов Сбербанка на территории России превысил 1,1 млн устройств, они установлены почти в 756 торгово-сервисных предприятиях. На данный момент более 70 % pos-терминалов позволяют осуществлять бесконтактные платежи, а к концу года эта цифра должна быть доведена до 100 %. С 1 мая на эквайринговой сети Сбербанка запущен прием карт China Union Pay. До конца года 130 тыс торговых точек будут готовы осуществлять такие платежи. С момента запуска произведено более 4 тыс транзакций на сумму более 13 млн рублей.
Большое внимание в Сбербанке уделяют развитию интернет-эквайринга. Пул интернет-магазинов, находящихся на эквайринговом обслуживании Сбербанка, превысил 12 тыс. площадок. За год этот показатель увеличился в 3,5 раза. В прошлом году банк запустил возможность выставления счета по ссылке. Это позволяет продавцу выставить покупателю счет, предоставив ссылку на платежную страницу. Данным сервисом уже пользуется 7 тыс. партнеров Сбербанка.
Всего же за 2016 год Сбербанк обеспечил 115 млн покупок в интернет-магазинах на 5,8 трлн рублей. Прирост за год составил 40 %. Доля безналичного оборота в Сбербанке (с учетом p2p-переводов, но без учета переводов между своими счетами) составила 53 %, прирост за год – 9 п.п. Портфель активных дебетовых карт Сбербанка составляет 91,2 млн карт, прирост за год - 9,2 % (по данным на 1 мая 2017 г.).
Сбербанк выпускает карты не только для частных лиц, но и зарплатные решения для различных компаний, которые могут воспользоваться сервисом «индивидуальный дизайн». До прошлого года данная услуга была доступна организациям со штатом от 1 тыс. человек. Теперь же карты с индивидуальным дизайном могут себе заказать и небольшие компании с численностью сотрудников от 250 человек. На данный момент выпущено 500 тыс таких банковских карт с нестандартным дизайном.