Участники digital-рынка начали подсчитывать ущерб, нанесенный произошедшим 4 октября сбоем в работе Facebook, Instagram и WhatsApp. Уже в начале локаута эксперты американской компании NetBlocks заявили, что каждый час простоя обходится мировой экономике в $160 млн — то есть шестичасовое отключение сервисов обошлось бизнесу примерно в $960 млн.
— Ущерб от сбоя — это непоказанная реклама, неработающие чат-боты, которые использует бизнес, в том числе онлайн-ритейл, — отметил аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
В качестве потенциальных коммерческих потерь можно зачесть, к примеру, не показанный стрим или пост, который должен был быть опубликован в определенное время, чтобы привлечь наибольшее внимание, добавил управляющий партнер коммуникационного агентства B&C (занимается в том числе продвижением в Facebook, Instagram и других социальных сетях) Марк Шерман.
О том, что от локаута пострадал и российский бизнес, 5 октября заявил бизнес-омбудсмен Борис Титов. В частности, был нанесен ущерб фондовому рынку, отметил он. Правда, финальные оценки давать рано, уточнил он.
Менеджер по развитию бизнеса группы компаний Angara (специализируется на информбезопасности) Анна Михайлова оценила каждый час простоя Facebook и его «дочек» в 70 млн рублей.
Шестичасовой локаут — это очень долго, сходятся во мнении опрошенные «Известиями» эксперты. Такие инциденты влекут за собой имиджевый ущерб для сервисов, уверен Марк Шерман.
— Его минимизация зависит от того, насколько оперативно и правдиво компания готова рассказывать о случившемся общественности, насколько и как готова компенсировать упущенную выгоду, — сказал специалист.
Поскольку речь идет не о материальных потерях, выпавшие из-за сбоя показы или акции рекламодатели могут компенсировать, договорившись с владельцами популярных площадок в Facebook и Instagram на другое время, аналогичное упущенному из-за сбоя, добавил Марк Шерман.
Впрочем, гипотетические потери, понесенные блогерами, стримерами и интернет-торговцами не идут ни в какое сравнение с потерями инвесторов Facebook. Вчера к закрытию торгов на бирже NASDAQ акции компании подешевели почти на 5%, ее капитализация составила чуть более $919 млрд. Получается, что в абсолютном выражении её акционеры потеряли более $47 млрд. При этом ущерб основателя компании Марка Цукерберга составил $6,6 млрд, подсчитал Forbes.
Опрошенные «Известиями» участники рынка контента для социальных сетей и мессенджеров полагают, что массового бегства авторов популярных каналов и аккаунтов из Facebook и Instagram не будет. Во-первых, эти площадки просто нечем заменить, таких возможностей нет у других ресурсов, рассуждает Марк Шерман. Во-вторых, как показывает практика, те, кто стремится зарабатывать деньги на digital-проектах, не ограничиваются каким-то одним ресурсом: они работают и с TikTok, и с YouTube, и с другими сервисами. И потом, все понимают, что случившееся с Facebook — все-таки форс-мажор, объяснил эксперт.
— А куда профессиональным пользователям этих социальных сетей переходить? В TikTok? Но там свои звезды и свои правила. Что касается обычных пользователей, то их оттока точно не предвидится — привычка пользоваться Facebook и Instagram выработана уже десятилетиями, для некоторой части аудитории она сродни психологической зависимости, — отметил гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
Возможно, сбой в Facebook и Instagram и не приведет к потере пользователей, но может усилить интерес аудитории к конкурирующим сервисам, рассуждает эксперт.
— Так, к примеру, вчера сообщалось, что после сбоя WhatsApp аудитория Telegram пополнилась на 50 млн пользователей. Часть из них останется на новых сервисах и будет совместно использовать как ресурсы Facebook, так и альтернативные. Это значит, что с Facebook они будут проводить меньше времени, — сказал он.
Сбой в работе Facebook и связанных с ним сервисов произошел не в лучшее для компании с точки зрения имиджа время. В адрес компании регулярно звучат упреки в слишком вольном обращении с пользовательскими данными, а конкретно — в передаче их больших объемов третьим лицам, то есть рекламодателям. Недавно в даркнете обнаружилась база данных 1,5 млрд пользователей Facebook. Наконец, веские обвинения в адрес соцсети выдвинула ее бывшая сотрудница Фрэнсис Хауген. Как сообщала ранее The Wall Street Journal, она заявила, что компания в погоне за прибылью закрывала глаза на «токсичные» последствия использования Facebook подростками. Кроме того, в своих сообщениях, направленных в американские СМИ и различные ведомства, Хауген указывала, что соцсеть используется торговцами наркотиками, а также другими преступными элементами.
По мнению аналитика Райффайзенбанка Сергея Либина, этот негативный новостной фон ведет к снижению инвестиционной привлекательности Facebook.
— Подобные инциденты могут повлечь за собой увеличение регуляторного давления на соцсеть. Это может вылиться в вынужденное усиление Facebook контроля за оборотом данных, что повлечет дополнительные расходы, — указал эксперт.
Кроме того, по словам Сергея Либина, сокращение объемов данных, которыми соцсеть делится с третьими лицами, может привести к снижению интереса к сервисам Facebook со стороны рекламодателей и, как следствие, к сокращению доходов.
— С инвестиционной точки зрения ситуация со сбоем не будет долгоиграющей, такие ситуации не редкость для Facebook, — отметил управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. — Другое дело, что этот сбой затронул не только конкретную соцсеть, но еще и мессенджеры, а также Instagram, что может в целом потрепать нервы инвесторам и владельцам корпорации.
С другой стороны, Facebook и его сервисы пользуются мировой популярностью и мотивов игнорировать их за такие сбои у пользователей просто нет, заключил эксперт.
С юридической точки зрения у Facebook есть целый ряд рисков, все они связаны с возможными претензиями со стороны пользователей, партнеров, контрагентов и рекламодателей, считает управляющий партнер компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт.
— Исков может быть много, а вот удовлетворение их в разрезе, скорее всего, американского права, будет зависеть от того, смогут ли заявители доказать, что они понесли убытки именно из-за сбоя. Но самый главный, пожалуй, момент — будет ли вообще доказано, что сбой этот произошел именно по вине самой Facebook: пока это еще не доказано, хотя все факты указывают на это, — отметил он.
Если же факт вины корпорации в сбое будет доказан, то исков может еще и прибавиться, добавил юрист.
Валерий Кодачигов