Статистика Общероссийского народного фронта (ОНФ) рисует невеселую картину. Во-первых, смертность в авариях с участием автомобилей такси выросла на 81%. Таких ДТП за минувшие шесть месяцев набралось около 2 тыс. — столько же, сколько за весь 2018 год.
Во-вторых, число жалоб на работу таксистов резко возросло. Одной из главных причин падения уровня сервиса, как считают в ОНФ, стало сокращение дохода водителя такси почти в два раза. Если в 2010-м такой работник зарабатывал примерно 79 тыс. рублей в месяц, то в прошлом году его ежемесячный доход составил 40–62 тыс. рублей. Теперь же для поддержания заработка на уровне 2010 года таксисту нужно выполнять в пять раз больше заказов.
В итоге более половины водителей работают более 12 часов в день, а у 65% менее пяти выходных в месяц. Отсутствие контроля режима работы-отдыха дает о себе знать — и аварийность повышается, и грубое поведение водителей становится нормой. В основном таксисты нарушают правила проезда пешеходных переходов, неправильной выбирают дистанцию до едущего впереди автомобиля и нарушают скоростной режим.
Ситуацию усугубляет наличие в такси водителей с судимостью или находящихся в розыске. Однако есть и те, чей водительский стаж не превышает двух лет — таких, согласно данным ОНФ, 9%. Для справки: средний возраст таксиста в Москве и Московской области — 37 лет, а стаж — 12 лет.
Иностранных водителей практически невозможно проверить. Оттого, говорят эксперты, существует рынок поддельных водительских удостоверений стран, чьим гражданам разрешена трудовая деятельность в России.
«В Москве более 40% водителей-гастарбайтеров с водительским удостоверением стран СНГ. По закону в РФ имеют право осуществлять трудовую деятельность граждане Киргизии, Казахстана и Белоруссии. К сожалению, водительское удостоверение граждан этих стран невозможно проверить — необходимо делать запрос через МИД»,— рассказал в интервью «Известиям» глава центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус.
В качестве необходимых мер борьбы с аварийностью в ОНФ называют допуск в профессию водителей с российскими удостоверениями и создание цифрового профиля, позволяющего проверять таксистов по базам данных правоохранительных органов.
Разработку онлайн-сервиса цифровых профилей водителей такси КИС АРТ столичное правительство поручило компании «Интермобилити». Планируется, что она начнет работу уже в декабре.
Новый сервис будет запрашивать сведения у МВД и базы разрешений такси, из которых и составит портрет водителя.
Также он сможет регулировать режим работы и отдыха таксистов. Сейчас многие агрегаторы не присылают заказы водителям, находящимся за работой более восьми часов. Но находчивые таксисты переключаются на другие приложения, а отследить это невозможно.
«Система работает как прокси-сервер. Все агрегаторы делают заказы через этот новый сервис, а он, прежде чем разрешить увидеть заказ, проверяет в режиме онлайн, сколько водитель находился за рулем. Если более восьми часов — таксист просто не получает заказ», — объяснил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Новый сервис отдаленно похож на «АИС Таксомотор» — систему, которая уже несколько лет автоматизирует выдачу разрешений на работу в такси. «Если «АИС Таксомотор» — про автомобили, то «КИС АРТ» — про таксистов. Пересечение лишь в том, к какому водителю какая машина привязана», — пояснил Станислав Швагерус.
Необходимость создания базы проверенных водителей хорошо понимают и агрегаторы. Так, «Яндекс» ведет переговоры с ГИБДД об организации автоматизированной проверки водительских прав таксистов и пользователей каршеринга.
«Мы последовательно развиваем собственные технологии безопасности для такси и каршеринга — мониторинг скорости и манеры вождения, камеру мониторинга внимания — и используем данные в том числе от регулирующих органов. Например, цифровые реестры разрешений на работу в такси: в тех регионах, где они действуют, в том числе в Москве и Подмосковье. Это позволяет нам оперативно ограничивать доступ в сервис автомобилям с просроченными или аннулированными разрешениями», — рассказал «Известиям» директор по работе с госорганами «Яндекс.Такси» Антон Петраков.
Кроме того, в конце прошлого года «Яндекс» запустил автоматический мониторинг скорости движения машин такси во время их работы по заказам сервиса. В итоге за несколько месяцев 92,4% водителей, допускающих систематические нарушения скорости, прекратили это делать после первых двух предупреждений, еще 6,6% — после временной блокировки.
Систему поощрения и мотивации водителей на безопасное вождение внедряют и операторы каршеринга.
«В режиме реального времени сотрудники видят профиль и трекинг клиента и помогают ему в соблюдении скоростного режима, а в случае нарушения предупреждают уведомлениями, звонками и сообщениями вплоть до возможности блокировки его аккаунта в сервисе. Кроме того, во всех автомобилях «Делимобиль» установлена система телематики, которая позволяет видеть всю историю передвижения в режиме realtime, а также часть автомобилей оснащена видеокамерами», — рассказала пиар-директор «Делимобиля» Ульяна Смольская.
Существует риск, что внедрение высокотехнологичных систем проверки водителей такси и слежения за их стилем вождения может отразиться на стоимости поездки. Андрей Попков, член общественного совета при Минтрансе, не исключил роста цен.
«За безопасность нужно платить. Однако если заставить агрегаторы снизить процентную ставку, никаких изменений по цене не произойдет», — отметил Попков.
Речь идет о законопроекте «О госрегулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси». Документ был разработан еще в 2018 году и сейчас проходит второе чтение.
Петр Шкуматов считает, что ограничивать процентную ставку агрегаторов нет никакого смысла — они всегда найдут, как взять свои деньги.
«На текущий момент есть процентная ставка и есть плата за программное обеспечение. Сейчас плата за ПО символическая, но если агрегаторов ограничат в процентной ставке, то они синхронно поднимут плату за программное обеспечение», — предположил он. Между тем эксперт считает, что стоимость поездок на такси не изменится, так как водители будут работать более интенсивно.
«Сейчас они работают более восьми часов, поэтому на линии находится одновременно очень много таксистов. Поэтому половину рабочего дня они проводят в ожидании заказа. Когда будет соблюдаться режим труда-отдыха, водители не будут простаивать, зарабатывая те же деньги, что сейчас», — отметил Шкуматов.
Анастасия Писарева